Эстетика. Учебник

Free Download

Authors:

ISBN: 5-06-004105-0

Size: 4 MB (4584750 bytes)

Pages: 309/309

File format:

Language:

Publishing Year:

Category: Tags: , ,

Борев Ю.Б.5-06-004105-0

В книге известного ученого, писателя, зав. отделом теории Института мировой литературы РАН, члена международной ассоциации эстетиков Ю.Б. Борева кратко излагаются основные положения современной эстетики. Автор освещает вопросы природы, сущности,происхождения и теоретической истории развития искусства. По-новому освещаются категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического и др. Теоретические положения иллюстрируются богатым материалом из истории мирового искусства.Для студентов вузов, искусствоведов, художников, для широкого круга читателей, интересующихся искусством.

Table of contents :
Оглавление……Page 8
От автора……Page 11
1. Что изучает эстетика (взаимоотношения эстетики и мира)…….Page 12
2. Кому и зачем нужна эстетика (отношение эстетики к художнику и публике)…….Page 13
5. Упорядоченность……Page 14
5. Монистическое основание системы (системообразующее значение эстетического)……Page 15
3. Теоретико-информативная эстетика……Page 17
5. Техническая (индустриальная) эстетика……Page 18
6. Практическая эстетика……Page 19
В). эстетическая деятельность шире художественной – М. Каган……Page 20
Г). Художественное творчество — высшая форма эстетической деятельности……Page 21
Дизайн……Page 22
1. Теоретическая модель эстетического…….Page 23
IV модель эстетического («природническая»; «материалистическая»):……Page 24
2. Эстетическое как ценность……Page 25
3. Системообразующее значение эстетического…….Page 26
Пифагорейцы……Page 27
Атомисты Левкипп и Демокрит……Page 28
Досократики говорили о красоте, как о качестве мира. Сократ (V в. до н.э.)……Page 29
Аристотель (384—322 до н.э.), в отличие от Платона,……Page 30
Гуманисты Возрождения……Page 31
И. Кант (1724-1804)……Page 32
Н.Г. Чернышевский (1828-1889) в отличие от Гегеля считает……Page 33
2. Прекрасное и полезное…….Page 34
4. Прекрасное и деятельность человека…….Page 35
6. Прекрасное в природе…….Page 36
Возвышенное в истории эстетической мысли……Page 37
Высокий Ренессанс……Page 38
Природа возвышенного……Page 39
Эпоха Возрождения……Page 40
В искусстве Нового времени……Page 41
Эстетика просветителей (Дидро, Лессинг)……Page 42
Трагедия — невосполнимая утрата и утверждение бессмертия…….Page 43
Общефилософские аспекты трагического……Page 44
Трагическое в искусстве…….Page 45
Эпоха Возрождения и барокко ищет причину мира и его трагедий в самом мире…….Page 46
Критический реализм раскрыл трагический разлад личности и общества…….Page 48
Трагическое и философия революционного насилия…….Page 49
В свете этих рассуждений искусство социалистического реализма……Page 50
3. Комическое. Концепции комического в истории эстетики…….Page 52
Эстетика Просвещения……Page 53
Комическое — социокультурная реальность……Page 54
Демократизм смеха……Page 55
Комическое как противоречие……Page 56
Неожиданность в комическом……Page 57
Типы и оттенки комизма. Мера смеха……Page 58
Мера смеха……Page 59
Историзм комедийного анализа жизни…….Page 60
Эпоха Возрождения……Page 61
Сатира искусства социалистического реализма……Page 62
5. Низменное…….Page 63
6. Ужасное…….Page 64
8. Эстетические понятия и их взаимоотношения с категориями…….Page 65
1. Автор и степень его предрасположенности к творчеству…….Page 66
2. Художественное творчество как специфическая деятельность…….Page 67
3. Творчество как воплощение замысла…….Page 68
Воображение……Page 69
6. Сознание и подсознание……Page 70
2. Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность…….Page 72
4. Многозначность и недосказанность…….Page 73
5. Индивидуализированное обобщение…….Page 74
7. Реалии мира и личность художника — строительный материал образа…….Page 75
8. Оригинальность…….Page 76
Художественный текст……Page 77
2. Художественное произведение — социально функционирующий текст, вторая ступень бытия искусства…….Page 78
3. Актуальное и вечное в произведении…….Page 79
Первый пласт («я — я» )……Page 80
5. Художественная правда и правдоподобие…….Page 81
2. Стиль — фактор произведения,……Page 82
Третий стилевой слой — национально-стадиальный стиль……Page 83
Девятый уровень стилистической общности — стиль эпохи,……Page 84
3. Стиль – «генная» (порождающая) программа произведения…….Page 85
1. Концепции искусства в истории эстетики…….Page 87
Символическое искусство……Page 88
2. Искусство — форма общественного сознания…….Page 89
3. Искусство — художественное освоение мира…….Page 90
4. Личное, национальное, интернациональное и общечеловеческое в искусстве…….Page 91
5. Народность искусства…….Page 93
6. Народ — носитель поля общественного мнения,……Page 94
2. Компенсаторная функция (искусство как утешение)…….Page 95
3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение)…….Page 96
1. Художественное развитие…….Page 125
2. Художественное направление как инвариант художественной концепции…….Page 126
Эра…….Page 128
II. ЭРА ИСТОРИЗМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ……Page 129
III. ЭРА ХРОНОТОПА (ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ)……Page 130
1]. ДРЕВНЕЙШАЯ ЭПОХА: ОСТАВАЯСЬ ЧАСТЬЮ ПРИРОДЫ, ЧЕЛОВЕК ВЫДЕЛЯЕТ СЕБЯ КАК СУБЪЕКТА, СПОСОБНОГО ОСВАИВАТЬ МИР ПРАКТИЧЕСКИ И ЭСТЕТИЧЕСКИ……Page 131
2. Миф — форма перехода от магических реалий к художественной реальности…….Page 132
3. Мифологический космизм: человек в мире неустойчивого равновесия глобальных сил, борющийся за жизнь и готовящийся к жизни после жизни…….Page 133
2. Реалистический мифологизм (мир, каков он есть): человек, преодолевая страх, героически отстаивает свой социум даже ценой жизни…….Page 136
3. Романтический мифологизм (мир, каким он должен быть): героическое бесстрашие — путь к подвигу человеколюбия…….Page 137
4. Мифологизм обыденного сознания (мир, как о нем говорят и думают многие): героизм смешон; предпочтительна спокойная жизнь с тихими радостями, весельем, созерцанием красоты, любовными утехами…….Page 138
1. Характеристика эпохи…….Page 139
2. Рыцарский романтизм (искусство Замка): герой в сражениях, мученик в любви…….Page 140
3. Сакральный аллегоризм (литература Монастыря): мученик, уповающий на волю Бога…….Page 143
4. Карнавальный натурализм (искусство Города)…….Page 144
1. Особенности Возрождения…….Page 146
2. Ренессансный гуманизм: титан, сражающийся с морем бед, чтоб победить их в единоборстве: делай, что хочешь!……Page 147
3. Маньеризм: изысканно элегантный человек в мире беззаботности и вычурной красоты…….Page 155
4. Барокко как кризис ренессансного гуманизма: экзальтированный индивидуалист, гуманный скептик-гедонист в неустойчивом мире…….Page 156
Барокко……Page 157
6. Рококо: изысканная праздная личность, почитающая короля и беззаботно живущая среди изящных вещей…….Page 160
1. Особенности эпохи…….Page 161
2. Классицизм: человек долга в абсолютистском государстве…….Page 162
3. Просвещение: инициативный, авантюрный человек в меняющемся мире…….Page 167
4. Сентиментализм: впечатлительный человек, умиляющийся добродетели и ужасающийся злу…….Page 170
5. Романтизм: вечность зла и вечность борьбы с ним; «мировая скорбь» — состояние мира, ставшее состоянием духа…….Page 174
6. Неоготика: в земной жизни человека не ждет ничего хорошего, уповать следует на жизнь небесную…….Page 181
Особенности эпохи…….Page 182
2. Натурализм: человек плоти в вещно-материальном мире…….Page 183
Поль Сезанн (1837—1906)……Page 184
4. Эклектизм: демократизм, равенство, доходность…….Page 185
1. Особенности модернизма…….Page 186
2. Символизм: «в закате утонула (так пышно!) кровать»; мечты о рыцарстве и прекрасной даме…….Page 187
3. Акмеизм: поэт — гордый властитель мира, разгадывающий его тайны и преодолевающий его хаос…….Page 188
4. Футуризм: воинственная личность в урбанистически организованном хаосе мира…….Page 189
5. Примитивизм: упрощение человека и мира…….Page 190
6. Кубизм: геометрическое упрощение человека и мира…….Page 191
7. Абстракционизм: бегство личности от банальной и иллюзорной действительности…….Page 192
Супрематизм……Page 193
1. Особенности неомодернизма…….Page 194
2. Дадаизм: мир — бессмыслица и безумие…….Page 195
3. Сюрреализм: смятенный человек в таинственном и непознаваемом мире…….Page 196
Искусство экспрессионизма утверждает смятенную хаосом мира индивидуальность……Page 201
5. Конструктивизм: человек в среде отчужденных от него индустриальных сил…….Page 204
6. Экзистенциализм: одинокий человек в мире абсурда…….Page 206
7. Литература «потока сознания»: духовный мир личности, не сопряженный с реальностью…….Page 211
ПОСТМОДЕРНИЗМ: ЧЕЛОВЕК НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ ДАВЛЕНИЯ МИРА И СТАНОВИТСЯ ПОСТЧЕЛОВЕКОМ……Page 213
2. Поп-арт: зомбированная масс-культурой личность общества массового потребления; приобретатель и потребитель…….Page 214
3. Гиперреализм: обезличенная живая система в жестоком и грубом мире…….Page 217
4. Фотореализм: достоверный обыденный человек в достоверном обыденном мире…….Page 218
5. Сонористика: Нарцисс в зеркале звуков (игра тембров, выражающая «Я» автора)…….Page 219
8. Хеппенинг: своевольная, анархически «свободная», манипулируемая личность в хаотичном мире «случайных» событий…….Page 220
10. Соц-арт: социальная проблематика в свете переориентации на посткоммунистические ценности…….Page 222
11. Концептуализм: человек, отрешенный от смысла культуры, среди эстетизированных продуктов интеллектуальной деятельности…….Page 223
1. Критический реализм XIX в.: мир и человек несовершенны; выход — непротивление злу насилием и самосовершенствование…….Page 226
2. Социалистический реализм: личность социально активна и включена в творение истории насильственными средствами…….Page 233
3. Крестьянский реализм: крестьянин — главный носитель нравственности и опора национальной жизни…….Page 242
5. Магический реализм: человек живет в реальности, совмещающей в себе современность и историю, сверхъестественное и естественное, паранормальное и обыденное…….Page 243
6. Психологический реализм: личность ответственна; духовный мир должна заполнять культура, способствующая братству людей и преодолению их эгоцентризма…….Page 246
7. Интеллектуальный реализм: счастлив, творящий добро; состояние мира не способствует счастью; существуют ли пути очеловечивания мира?……Page 248
2. Диалогичность восприятия и «сотворчество» реципиента…….Page 254
1. Механизмы художественного восприятия…….Page 256
2. Законы художественного восприятия…….Page 258
1. Герменевтика — теория понимания…….Page 259
3. Историческое, групповое и индивидуальное в понимании текста…….Page 261
В начале XIX в…….Page 263
В ХХ в…….Page 264
Инструменты, техника, операции……Page 265
1. Искусство — критика — общество…….Page 266
2. Критика как движущаяся риторика И эстетика…….Page 267
3. Объективное и субъективное в критическом анализе…….Page 269
4. Методология анализа художественного произведения…….Page 271
1-е мыслительное действие (шаг)……Page 272
Сравнительно-исторический подход……Page 273
3-е мыслительное действие (шаг)……Page 274
Семиотический анализ……Page 275
Конкретно-социологические исследования……Page 276
художественное совершенство……Page 277
5. Методология анализа художественного процесса…….Page 278
Типы эстетических категорий……Page 279
2. Гуманизм — высшая цель и смысл эстетики и искусства…….Page 280
Библиография……Page 282
Предметный указатель……Page 287
Именной указатель……Page 295

Reviews

There are no reviews yet.

Be the first to review “Эстетика. Учебник”
Shopping Cart
Scroll to Top