Ольга Свиблова (текст)5-93977-019-3
Русский фотографический авангард 1920-1930-х годов, претерпев гонения и репрессии тоталитарного режима, стал классикой российского и мирового искусства, более того, своеобразной визитной карточкой, представляющей сильнейшую энергетику и новаторское начало, присущие Советской России в первые годы после Октябрьской революции. Однако мало кто знает, что в те же годы существовало и другое направление русской фотографии – пикториальное. Фотографы-пикториалисты стремились приблизить фотографию к живописному произведению, используя в основном мягкорисующие объективы и специальную, зачастую очень сложную, технику печати. Пикториальная фотография противопоставляла себя документальной фотосъемке, стремясь, как и живопись, прежде всего к эмоциональной окраске произведения, выражению индивидуальных смыслов и значений, привносимых в него автором. Пикториализм, зародившийся в мировой фотографии в конце XIX века, к середине 20-х годов ХХ века исчерпал свой эстетический потенциал. В Советской России в эти годы он обретает второе дыхание. В книге представлена, если можно так назвать, антидокументальная фотография. Потому, наверное, и название – «Тихое сопротивление». Не борьба, а попытка ухода. Это не значит, конечно, что на представленных фотоработах мы не видим примет времени, но это время выглядит по-другому, непривычно, спокойно, эти лица не искажены гримасой индустриализации или энтузиазмом первых пятилеток. Частная жизнь частных людей, что в эпоху революционных толп и тотального коллективизма не могло не настораживать. Например, фотографа Александра Гринберга арестовали после выставки «Мастера советской фотографии» (1935) – за «распространение порнографии», остальным – Юрию Еремину, Николаю Андрееву, Николаю Свищову, Петру Клепикову и другим мастерам пикториальной фотографии тоже пришлось несладко. И разумеется, соцреализм как официальная доктрина в конце концов победил и в фотографии. | |
Reviews
There are no reviews yet.