А.А. Грицанов, М.А. Можейко985-428-430-1, 985-6656-05-2, 985-6656-05-2-9
Книга адресована научным работникам, преподавателям, аспирантам, студентам гуманитарных специальностей, а также всем, кто интересуется современной философией.
Table of contents :
ПРЕДИСЛОВИЕ……Page 22
“АВС”- АRТ— художественное направление в модернизме (см. Модернизм), конституированное в контексте авангарда “новой волны” (см. “Новой волны” авангард), основой эстетической программы которого является понимание художественного творчества как манипулирования с сериями однотипных (или одинаковых) модулей, а художественного произведения — как продукта пространственной конфигурации расположения данных модулей друг относительно друга…….Page 23
AFTER-POSTMODERNISM — современная (поздняя) версия развития постмодернистской философии — в отличие от постмодернистской классики деконструктивизма (см. Постмодернистская чувствительность, Пустой знак, Деконструкция, Означивание, Смерть субъекта, Номадология)…….Page 25
АБРАМ ТЕРЦ — псевдоним и литературная маска русского писателя, ученого-гуманитария, мыслителя Синявского Андрея Донатовича (1925—1997)…….Page 26
АВАНГАРДИЗМ (от фр. avant-garde — впереди идущий) — компонента культуры, ориентированная на новаторство и характеризующаяся резким неприятием традиции…….Page 29
АВТОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ……Page 31
АВТОКОММУНИКАЦИЯ……Page 32
АВТОМАТИЗМА ПРИНЦИП — одновременно конститутивный и регулятивный принцип концепции художественного творчества в модернизме (см. Модернизм), постулирующий снятие дискурсивного контроля с процесса письма (как вербального, так и живописного) в качестве единственно адекватной художественной техники, обеспечивающей свободное самовыражение подсознания — вне контроля и ограничения со стороны сознания…….Page 33
АВТОМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИСКУРСА……Page 34
АВТОНОМИЯ (греч. autos — собственный и nomos — закон)……Page 35
АВТОР……Page 36
АГОСТИ (Agosti) Эктор Пабло (1911—1984)……Page 38
АЙЯ де ла ТОРРЕ (Haya de la Torre) Виктор Рауль (1895—1979)……Page 41
АЛКОГОЛЬ……Page 44
“АМЕРИКА” — философско-художественное эссе Бодрийяра (“Amerique”. Paris, 1986)…….Page 46
АНЕКДОТ……Page 47
АНТИ-ПСИХОЛОГИЗМ……Page 48
“АНТИХРИСТ. ПРОКЛЯТИЕ ХРИСТИАНСТВУ”……Page 50
АНТИ-ЭДИП……Page 53
АПЕЛЬ (Apel) Карл-Отто (р. в 1922)……Page 54
АРЕНД (Arendt) Ханна (1906—1975)……Page 56
АРТИКУЛЯЦИЯ (лат. articulatio, от articulo — расчленяю, произношу членораздельно)……Page 59
АРТИКУЛЯЦИЯ ТРОЙНАЯ кинематографического кода……Page 60
АРТО (Artaud) Антонен (1896—1948)……Page 64
“АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ” (“L’arheologie du savoir”, 1969)……Page 66
АТЕИЗМ (от греч. atheos — безбожный)…….Page 73
АЦЕНТРИЗМ……Page 75
БАРТ (Barthes) Ролан (1915—1980) — французский литературовед, философ-структуралист…….Page 76
БАТАЙ (Bataille) Жорж (1897—1962) — французский философ, писатель, экономист, публицист, этнограф, искусствовед, поэт…….Page 78
БАХТИН Михаил Михайлович (1895—1975) — известный русский ученый: философ, филолог, литературовед, теоретик культуры…….Page 79
БАХТИН Николай Михайлович (1894—1950) — русский философ и филолог. Старший брат М.М.Бахтина…….Page 81
БЕККЕТ (Beckett) Сэмюэл (1906—1989, согласно данным энциклопедии “Britannika”) — драматург, романист, один из основоположников театра абсурда (см. Абсурд)…….Page 83
БЕНЬЯМИН (Benjamin) Вальтер (1892—1940; покончил с собой на французско-испанской границе, спасаясь от нацистов) — немецкий философ и историк культуры…….Page 85
БЕНЬЯМИН (Benjamin) Вальтер (1892—1940; покончил с собой на французско-испанской границе, спасаясь от нацистов) — немецкий философ и историк культуры…….Page 88
БЕРГСОН (Bergson) Анри (1859—1941) — французский философ, возродивший традиции классической метафизики,……Page 91
БЕРГСОНИЗМ — сочинение Делеза (“Le Bergsonisme”, 1966)…….Page 95
БИНАРИЗМ……Page 98
БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ (лат. binarius — двойной, двойственный, состоящий из двух частей)……Page 101
БЛАНШО (Blanchot) Морис (р. в 1907) — французский философ, писатель, литературовед…….Page 102
БОДРИЙЯР (Baudrillard) Жан (р. в 1929) — французский философ, социолог, культуролог…….Page 103
БОРХЕС (Borges) Xopxe Луис (1899—1986) — аргентинский мыслитель и писатель…….Page 106
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович (1940— 1996) — русский поэт…….Page 108
БУБЕР (Buber) Мартин (или Мардохай) (1878— 1965) — еврейский философ-диалогист…….Page 109
“БЫТИЕ И ВРЕМЯ” — основная работа Хайдеггера (“Sein und Zeit”, 1927)…….Page 111
В ТЕНИ МОЛЧАЛИВОГО БОЛЬШИНСТВА, ИЛИ КОНЕЦ СОЦИАЛЬНОГО — книга Бодрийяра (“A l’ombre des majorities silencieuses, ou la fin du social”…….Page 128
ВАЛЬДЕНФЕЛЬС (Waldenfels) Бернхард (р. в 1934) — немецкий философ-феноменолог…….Page 130
ВАС ФЕРРЕЙРА (Vaz Ferreira) Карлос (1872— 1958) — уругвайский философ-модернист и педагог…….Page 131
ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ — один из основополагающих и в то же время наименее проясненных концептов философии жизни Ницше,……Page 135
ВИРИЛЬО (Virilio) Поль (р. в 1932) — французский философ, социальный теоретик, специалист по урбанистике и архитектурный критик…….Page 140
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, виртуальное, виртуальность (англ. virtual reality от virtual — фактический, virtue — добродетель, достоинство;……Page 143
ВИТАЛИЗМ (лат. vitalis — живой, жизненный) — в современной философии комплекс идей,……Page 145
ВИТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг (1889— 1951) — австрийско-британский философ, профессор Кембриджского университета (1939—1947),……Page 146
ВЛАСТЬ — в классических философских концепциях — особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю…….Page 149
ВОЛЯ — феномен саморегуляции субъектом своих поведения и деятельности,……Page 150
ВОЛЯ К ВЛАСТИ — основное понятие в философии Ницше,……Page 151
ВОЛЯ К ИСТИНЕ — понятийная структура постмодернистской философии,……Page 155
ВОСКРЕШЕНИЕ СУБЪЕКТА — стратегическая ориентация позднего (современного) постмодернизма (см. After-postmodernism),……Page 157
ВРЕМЯ в деконструкции — одна из версий интеллектуальной процедуры переоткрытия времени (см. Переоткрытие времени)…….Page 158
ВРЕМЯ И ДРУГОЙ (“Le Temps et l’autre”) — литературное изложение четырех лекций, прочитанных Левинасом в философском колледже Ж.Валя в 1946—1947;……Page 162
ВТОРИЧНЫЙ ЯЗЫК — полифункциональное понятие философии постмодернизма,……Page 165
ГАОС-И-ГОНСАЛЕС ПОЛА (Gaos-y-Gonzales Pola) Хосе (1900—1969) — испанский и мексиканский (называл Мексику “родиной по судьбе”) философ…….Page 167
ГВАТТАРИ (Гаттари) (Guattari) Феликс (1930— 1992) — французский психоаналитик и философ. Один из создателей шизоанализа…….Page 170
ГЕНЕАЛОГИЯ — постмодернистская методология нелинейного моделирования исторической событийности…….Page 172
ГЕНЕРАТИВНАЯ (ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ) ГРАММАТИКА — психолингвистическая теория, предложенная Хомским в конце 1950-х,……Page 175
ГЕНОТЕКСТ/ФЕНОТЕКСТ — термины, введенные Кристевой в работе “Семиотика” (1969)……Page 177
ГЕССЕ (Hesse) Герман (1877—1962) — швейцарско-германский (отказался от немецкого подданства в 1923) писатель, лауреат Нобелевской премии (1946)…….Page 178
ГИЙОМ (Guillaume) Гюстав (1883—1960) — французский лингвист, автор идеи и концепции психомеханики языка…….Page 179
ГИПЕРИНТЕРПРЕТАЦИЯ (англ. overinterpretation — буквально “чрезмерная интерпретация”)……Page 181
ГИПЕРПОНИМАНИЕ — специфическая интерпретационная процедура, в результате которой адресат (слушающий, читатель, интерпретатор) “вычитывает” из сообщения больше информации, нежели входило в коммуникативные намерения адресанта (говорящего, автора)…….Page 184
ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ — понятие философии постмодернизма, выражающее принципиальный отказ от идеи линейности в пользу идеи скачкообразного чередования эпистем (Фуко)…….Page 185
ГЛЮКСМАН (Glucksmann) Андре (р. в 1937) — французский философ. Работал ассистентом у Арона…….Page 186
“ГОЛОС И ФЕНОМЕН: введение в проблему знаков в феноменологии Гуссерля” — работа Деррида (“La voix et le phénomène”. Paris, 1967)…….Page 188
ГОНСАЛЕС ПРАДА-И-УЛЬОА (Gonzales Prada) Мануэль (1848—1918) — перуанский мыслитель, поэт, политический деятель…….Page 190
ГРАММАТОЛОГИЯ — традиционно — область языкознания, которая устанавливает и изучает соотношения между буквами алфавита и звуками речи…….Page 193
ГУЛ ЯЗЫКА — метафора, введенная Р.Бартом для фиксации процессуальности бытия вербальной среды…….Page 204
“ГУМАНИЗМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА” — книга Левинаса (“Humanisme de l’autre homme”, 1973), в которую включены три его автономные работы:……Page 206
DEJA-VU (фр. “уже виденное”)……Page 209
DIFFERANCE — понятие философии постмодернизма, являющее собой “общий корень всех оппозиционных понятий, которые маркируют наш язык” (Деррида)…….Page 210
ДАДАИЗМ — направление в модернизме, культивируемое в период с 1916 по 1921 и связанное с именами таких авторов, как Т.Тцара……Page 211
ДЕБОР (Debord) Ги (1931—1994) — французский теоретик искусства, кинорежиссер и художник; автор концепции “общества спектакля” (1967)……Page 213
ДЕЙК (van Dijk) Тойн А.ван (р. в 1943) — голландский ученый, специалист по исследованиям дискурса (см. Дискурс)…….Page 216
ДЕКОНСТРУКЦИЯ (лат. перевод греческого слова “анализ”)……Page 217
ДЕЛЕЗ (Deleuze) Жиль (1925—1995) — французский философ. Изучал философию в Сорбонне (1944— 1948)…….Page 218
ДЕНОТАТ (лат. de-notation — обозначение) — множество онтологически артикулированных предметов, обозначаемых данным именем…….Page 224
ДЕРЕВО — фундаментальный культурный символ, репрезентирующий вертикальную модель мира,……Page 225
ДЕРРИДА (Derrida) Жак (р. в 1930) — французский философ, литературовед и культуролог, интеллектуальный лидер “Парижской школы” (1980 — 1990-е)…….Page 229
ДЕСТРАТИФИКАЦИЯ — понятие постмодернистской номадологии (см. Номадология), отражающее в своем содержании когнитивную процедуру снятия презумпции определенности структурной организации объекта…….Page 232
ДЕСТРУКЦИЯ (Destruktion) — одно из центральных понятий фундаментальной онтологии Хайдеггера…….Page 233
ДЕТЕКТИВ (англ. criminal) — литературный жанр, интрига которого организована как логическая реконструкция эмпирически не наблюдавшихся событий……Page 234
ДЕТЕРРИТОРИАЛИЗАЦИЯ — понятие номадологии (см. Номадология), введенное Делезом и Гваттари для обозначения процедуры снятия — применительно к пространственным средам……Page 237
ДЖЕЙМИСОН (Jameson) Фредрик (р. в 1934) — американский философ, автор неомарксистской концепции постмодернистской культуры,……Page 239
ДЖОЙС (Joyce) Джеймс (1882—1941) — ирландский писатель, глава школы “потока сознания” в 1920—1930-е…….Page 244
ДИАЛОГ (греч. dialogos — беседа) — информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание…….Page 250
«ДИАХРОНИЯ И РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ” (“Diachronie et representation”) — текст доклада, прочитанного Левинасом 20 октября 1983 в университете г. Оттавы……Page 251
“ДИКИЙ ОПЫТ” — метафора Делеза для обозначения исходного состояния субъективности,……Page 254
ДИСКУРС (discursus: от лат. discere — блуждать) — вербально артикулированная форма объективации содержания сознания,……Page 255
ДИСКУРСИВНОСТЬ — специальный термин постмодернистской философии, введенный для фиксации автохтонной процессуальности дискурсивных практик (см. Дискурс), демонстрирующих, будучи не ограниченными социокультурными нормативами и запретами, безграничный креативный потенциал в отношении феномена смыслопорождения…….Page 259
ДИСКУРСИВНЫЕ ЭПИСТЕМИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ — трансформации, которым подвергаются в разных дискурсивных сферах основные эпистемические сущности (знание, мнение, вера, факт) и процедуры (верификация, истинностная оценка и т.п.)…….Page 261
ДИСКУРСИЯ, дискурс (франц. discour — речь) — в широком смысле слова представляет собой сложное единство языковой практики и экстралингвистических факторов (значимое поведение, манифестирующееся в доступных чувственному восприятию формах), необходимых для понимания текста, т.е. дающих представление об участниках коммуникации, их установках и целях, условиях производства и восприятия сообщения…….Page 262
ДИСПЕРСИОННАЯ РАЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА (лат. dispersus — рассеянный, рассыпанный) — совокупность рассеянных информационных полей массового обыденного сознания, включающая в себя различные редуцированные и примитивизированные результаты рационального (философского и научного) познания и некоторые представления об их технологических и технических следствиях, которые существуют в фрагментарных формах повседневной и самоочевидной данности…….Page 263
ДИСПОЗИТИВ (франц. dispositif— порядок, расположение как “диспозиция”, а также устройство, механизм) — термин философской концепции Фуко, фиксирующий систему стратегических ориентиров целеполагания, имплицитно задаваемую характерным для того или иного социума комплексом “власти — знания”, и выступающий матрицей конфигурирования культивируемых этим обществом практик…….Page 264
ДИСПОЗИТИВ СЕМИОТИЧЕСКИЙ — базовый термин концепции означивания Кристевой, конституирующийся в единстве двух своих амбивалентных значений:……Page 266
ДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ, дисциплина (лат. disciplina — учение) — совокупность процессов и результатов организации, структурации, социализации, институционализации теоретических знаниевых практик как предустанавливающих нормированный, санкционированный и легитимный порядок мышления и вытекающих из этого порядка действий (деятельности) в конкретных предметно-проблемных областях (отраслях) познания…….Page 267
ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ — понятие и регулятивный принцип, введенные в дисциплинарный оборот современной философии Деррида (“О грамматологии”) и постулирующие идею одновременной возможности-невозможности начала (всегда производного и вторичного)…….Page 273
ДРУГОЙ — понятие современной философии, представляющее собой персонально-субъектную артикуляцию феномена, обозначенного классической традицией как “свое иное” (Гегель) и обретающее статус базового в рамках современного этапа развития философии постмодернизма (см. After-postmodernism), фундируя собой стратегическую программу “воскрешения субъекта”…….Page 274
ДУССЕЛЬ (Dussel) Энрике (р. в 1934) — аргентинский философ, теолог, историк, одновременно представляет “философию и теологию освобождения”…….Page 276
“ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ И ХАРАКТЕР НАЦИЙ” (“Die Europischen Revolutionen und der Charakter der Nationen”. Jena, 1931) — книга Розенштока-Хюсси…….Page 281
“ЕДИНАЯ КНИГА” — метафора, предложенная Хлебниковым при дескриптивном анализе модели универсума как вариабельности природных и социо-культурных “текстов”, воспринимаемых имплицитно…….Page 284
ЕРОФЕЕВ Венедикт Васильевич (1938—1990) — русский писатель, культовая фигура российского интеллектуализма 1960—1990-х…….Page 285
ЖЕЛАНИЕ — первичный био-психологический импульс — мотивационное основание сопряженной поведенческой установки, задающий главные параметры индивидуальной активности человека (как в норме, так и в патологии), а также выступающий существенно значимой детерминантой массового сознания…….Page 289
«ЖЕЛАНИЕ И НАСЛАЖДЕНИЕ” — текст Делеза (“Désir et plaisir”, написан в 1977, предназначался для приватного использования: через общего знакомого был передан лично Фуко; опубликован в 1994)…….Page 290
ЖЕСТ — пластико-пространственная конфигурация телесности (см. Телесность), обладающая семиотически артикулированной значимостью……Page 292
ЖИЖЕК (Zizek) Славой (р. в 1949) — философ, уроженец Словении, Президент люблянского Общества теоретического психоанализа…….Page 295
“ЖИЗНЕННЫЙ ПОРЫВ” — понятие философской системы Бергсона — несущая конструкция его модели “творческой эволюции”…….Page 297
ЗАБОТА ОБ ИСТИНЕ — понятийная структура постмодернистской философии, фиксирующая имманентно креативную природу дискурса (см. Дискурс) по отношению к истине, понятой в качестве плюральной (см. Истина)…….Page 298
ЗАКАТ МЕТАНАРРАЦИЙ (или “закат больших нарраций”) — парадигмальное основоположение постмодернистской философии, заключающееся в отказе от фиксации приоритетных форм описания и объяснения наряду с конституированием идеала организации знания в качестве вариабельного…….Page 300
“ЗАУМНЫЙ ЯЗЫК” (“заумь”) — центральное понятие философии языка Хлебникова, посредством введения которого он пытается решить проблему демаркации между словом и его знаково-числовой семантикой (т.е. между “цитатой” и “чертежом”):……Page 302
“ЗВЕЗДА ИСКУПЛЕНИЯ” — книга Розенцвейга, один из важнейших документов иудаистского модернизма. (З.И. — образ Звезды Давида, одновременно конституирующий сопряженный гештальт.)……Page 305
ЗИЛЬБЕРМАН (Zilberman) Давид (1938—1977) — русско-американский философ, предпринявший попытку создания “философологии”, универсального философского синтеза, сравнимого по масштабам систематизации с конструкциями Аристотеля, И.Канта или Г.Гегеля…….Page 309
ЗНАК — традиционно — материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования…….Page 313
ЗНАК ИКОНИЧЕСКИЙ (или Иконичность) — семиотическое понятие, разновидность знака. Впервые термин (“icon”) был предложен и разработан Пирсом (другими элементами данной трихотомии являются “знак-индекс” и “знак-символ”)…….Page 314
ИГРА — разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей…….Page 316
ИГРА СТРУКТУРЫ — фундаментальная метафора постмодернистской философии, фиксирующая парадигмальную установку постмодернизма на видение предмета в качестве находящегося в процессе самоорганизации…….Page 317
ИГРЫ ИСТИНЫ — предложенная Фуко понятийная структура, фиксирующая в своем содержании итог радикального пересмотра философией постмодернизма классических представлений об истине (см. Истина)…….Page 319
ИДЕНТИФИКАЦИИ КРИЗИС — социокультурный феномен, оформившийся в контексте культуры постмодерна и заключающийся в разрушении условий возможности целостного восприятии субъектом себя как аутотождественной личности…….Page 320
ИДЕНТИЧНОСТЬ (лат. identificare — отождествлять, позднелат. identifico — отождествляю) — соотнесенность чего-либо (“имеющего бытие”) с самим собой в связности и непрерывности собственной изменчивости и мыслимая в этом качестве (“наблюдателем”, рассказывающим о ней себе и “другим” с целью подтверждения ее саморавности)…….Page 321
ИДЕОЛОГИЯ — понятие, посредством которого традиционно обозначается совокупность идей, мифов, преданий, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций; не являясь религиозной по сути, И. исходит из определенным образом познанной или “сконструированной” реальности, ориентирована на человеческие практические интересы и имеет целью манипулирование и управление людьми путем воздействия на их сознание…….Page 326
ИДИОГРАФИЗМ — парадигмальная установка культурной традиции на видение реальности в качестве неунифицированной и, соответственно, не подлежащей познанию посредством поиска общих закономерностей и осмыслению посредством общих понятий…….Page 329
ИИСУС ХРИСТОС (греч. Iesous — калька ивритск. Jesua, Jehosua — помощь Яхве, спасение; греч. Christos — помазанник, эквивалент ивритск. Mashiah — мессия, спаситель)……Page 338
“ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ” (“Autrement qu’être ou Au-delà de l’essence”, 1974) — центральная работа позднего периода творчества Левинаса…….Page 340
“ИНАЧЕ, ЧЕМ ЗНАТЬ” (“Нечто иное, чем знание”) (“Autrement que savoir”, 1988) — коллективная монография Левинаса, Г.Петитдеманжа (G.Petitdemahge) и Ж.Роланда (J.Rolland) с точной маркировкой проблемных полей и вопросов, решаемых авторами…….Page 341
ИНВЕКТИВА (англ. invective — обличительная речь, брань) — культурный феномен социальной дискредитации субъекта посредством адресованного ему текста, а также устойчивый языковой оборот, воспринимающийся в той иной культурной традиции в качестве оскорбительного для своего адресата…….Page 342
ИНГАРДЕН (Ingarden) Роман (1893—1970) — польский философ, основоположник феноменологической эстетики…….Page 343
“ИННОВАЦИЯ И ПОВТОРЕНИЕ. МЕЖДУ ЭСТЕТИКОЙ МОДЕРНА И ПОСТМОДЕРНА” — статья Эко (Innovation et répétition: entre esthétique moderne et postmoderne // Reseaux, n. 68 CNET — 1994 pour la version française)…….Page 348
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (в постмодернизме) — субъект критического дискурса (см. Kritik, Дискурс), интенционального ориентированного на поиск истины, процессуальность которого не результируется в истине обретенной (см. Забота об истине)…….Page 352
ИНТЕРПРЕТАНТ(А) — одно из центральных понятий семиотической теории Пирса, включенное в базисное триадическое отношение “объект — знак — И.” (“interprétant” следует отличать от “интерпретатора”)…….Page 355
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (лат. interpretatio — толкование, разъяснение) — когнитивная процедура установления содержания понятий или значения элементов формализма посредством их аппликации на ту или иную предметную область, а также результат указанной процедуры…….Page 356
ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ — понятие постмодернистской текстологии, артикулирующее феномен взаимодействия текста с семиотической культурной средой в качестве интериоризации внешнего…….Page 358
ИРОНИЯ (греч. eironeia — притворство) — металогическая фигура скрытого смысла текста, построенная на основании расхождения смысла как объективно наличного и смысла как замысла…….Page 361
ИРОНИЯ ИСТОРИИ — термин философии истории, фиксирующий феномен радикального несовпадения целей человеческих усилий в социальной сфере и полученного результата…….Page 363
ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. irrationalis — бессознательное, неразумное) — философские течения, провозглашающие примат неразумного начала и делающие его основной характеристикой как самого мира, так и его миро-понимания…….Page 364
ИСКУССТВЕННОЕ и ЕСТЕСТВЕННОЕ — категории, указывающие на разные модусы существования объектов деятельности и культуры и задающие принцип дуализма в отношении них…….Page 365
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — метафорическое понятие для обозначения системы созданных людьми средств, воспроизводящих определенные функции человеческого мышления…….Page 367
“ИСТОРИЯ БЕЗУМИЯ В КЛАССИЧЕСКУЮ ЭПОХУ” — книга Фуко (“Historié de la folie a l’age classique”, 1961)…….Page 368
ИТЕРАТИВНОСТЬ (санскр. itera — другой) — понятие, введенное в дисциплинарный оборот современной философии Деррида, для обозначения повторяемости как таковой; повторяемости “вообще”; повторяемости, безотносительной и безучастной к присутствию/отсутствию повторяемого…….Page 370
KRITIK (нем.; фр. critique; русск. критика; англ. criticism — от греч. kritike — искусство судить)……Page 371
“К ГЕНЕАЛОГИИ МОРАЛИ” (“Zur Genealogie der Moral”, 1887 ) — полемическое сочинение, занимающее особое место в творчестве Ницше……Page 375
КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич (1866— 1944) — русский живописец и график, теоретик искусства, основоположник абстракционизма в искусстве 20 в., педагог, общественный деятель…….Page 379
КАРНАВАЛ — культурный и массовый поведенческий феномен, фундированный соответствующим “типом образности” (М.М.Бахтин). Выступал значимым компонентом средневековой и ренессансной народной культуры…….Page 381
КАРТА — см. АНТИ-ЭДИП, РИЗОМА, “РИЗОМА” (Делез, Гваттари), ТЕЛО БЕЗ ОРГАНОВ, КАРТОГРАФИИ ПРИНЦИП…….Page 383
КАРТОГРАФИИ ПРИНЦИП — регулятивный принцип номадологии (см. Номадология), требующий при рассмотрении ризоморфных объектов (см. Ризома) радикального отказа от презумпции наличия какого бы то ни было варианта порождающей модели, якобы детерминирующей собою процесс автохтонной эволюции этих объектов…….Page 384
КАФКА (Kafka) Франц (1883—1924) — австрийский писатель. Автор романов “Процесс”, “Замок”, “Америка”, а также ряда рассказов…….Page 386
КВАНТИТАТИВНЫЙ (КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ) АНАЛИЗ ТЕКСТА — изучение текста в формализованном виде…….Page 387
КИНОТЕКСТ — понятие, обозначающее произведение киноискусства в качестве особой системы значения…….Page 388
КЛОССОВСКИ (Klossowski) Пьер (1905— 1995) — французский писатель, философ, психоаналитик, художник, литературный критик. С 1935 (совместно с Батаем и А.Бретоном) — участник……Page 389
КОД — понятие, широко используемое в семиотике и позволяющее раскрыть механизм порождения смысла сообщения. В теории информации (К.Шенон и др.) К. определяется как совокупность (репертуар) сигналов…….Page 391
КОЖЕВ (Kojeve) Александр (Александр Владимирович Кожевников) (1902—1968) — французско-русский философ-неогегельянец. Племянник Кандинского…….Page 392
КОЛЛАЖ — способ организации целого посредством конъюнктивного соединения разнородных частей, статус которого может быть оценен:……Page 396
КОММЕНТАРИЙ — понятие, традиционная трактовка которого (как интерпретационной процедуры по отношению к тексту, результатом которой является другой текст — см. Текст) переосмыслена философией 20 в. в контексте постмодернистской концепции дискурса (см. Дискурс)…….Page 398
КОММУНИКАЦИЯ (лат. communicatio — сообщение, передача) — смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными…….Page 399
КОМФОРТАБЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ — в понятийной системе постмодернистской текстологии традиционный тип отношения к тексту, предполагающий понимание как основную стратегию интерпретационной процедуры…….Page 400
КОНСТРУКЦИЯ — понятие философии постмодернизма, сменившее в контексте презумпции “смерти Автора” (см. “Смерть Автора”) понятие произведения: продукт художественного творчества мыслится не как константная автохтонная целостность, но как подвижная мозаика принципиально вторичных дискретных элементов, перманентно изменяющих свою конфигурацию друг относительно друга…….Page 401
КОНТ (Comte) Огюст (1798—1857) — французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма, социальный реформатор, оставивший большое литературное наследие, в т.ч. шеститомный “Курс позитивной философии” (1830— 1842)…….Page 403
КОНТРКУЛЬТУРА — 1) совокупность мировоззренческих установок, поведенческих нормативов и форм духовно-практического освоения мира, альтернативная общепринятому официальному миропониманию; 2) специфическая субкультура, порожденная “молодежным бунтом” 1960-х — начала 1970-х, основанная на утопическом стремлении вернуть человека западной цивилизации к его “естественному состоянию”…….Page 405
КОНФИГУРИРОВАНИЕ (лат. configuratio — взаимное расположение) — особый логико-методологический прием, мыслительная техника синтезирования разнопредметных знаний, различных представлений об одном и том же объекте…….Page 406
КОНЦЕПТ (лат. conceptus — понятие) — содержание понятия, его смысловая наполненность в отвлечении от конкретно-языковой формы его выражения. Карнап поместил К. между языковыми высказываниями и соответствующими им денотатами…….Page 407
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — наиболее радикальное направление в рамках авангарда “новой волны” (см. “Новой волны” авангард), фундированное презумпцией отказа от генетической связи художественного творчества с каким бы то ни было афицированием субъекта со стороны объекта…….Page 409
КОРЕНЬ — постмодернистская метафора, фиксирующая характерную для классической метафизики презумпцию аксиологически окрашенного восприятия глубины как символа местопребывания сущности и истока явления, в ней “укорененного”, что связано с трактовкой познания как проникновения — сквозь поверхностно-явленческую сторону бытия — к его глубинной ноуменальной сущности (см. Метафизика)…….Page 411
КОРТАСАР (Cortazar) Хулио (1914—1984) — аргентинский писатель, поэт, драматург и публицист. Преподавал литературу в университете г. Мендосы, работал переводчиком, участвововал в антиперонистском движении…….Page 414
КРИСТЕВА (Kristeva) Юлия (р. в 1941) — французский философ, лингвист и литературный критик болгарского происхождения. В 1965, приехав в Париж, вступила в брак с Ф.Соллерсом, работала ассистенткой у Леви-Стросса, вступила в группу “Тель Кель” и посещала (с 1966) семинары Р.Барта…….Page 416
КУБИЗМ — направление модернизма, предпринявшее попытку смоделировать — средствами художественного творчества — специфическую теорию познания, фундированную презумпцией анти-психологизма (см. Анти-психологизм)…….Page 418
КУЛЬТУРНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ — термин, возникший в 1950-х в теологической среде США как реакция на умножающееся число “анонимных христиан” или “верующих вообще”, для которых религиозная жизнь не была связана с жизнью обыденной…….Page 422
“КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ” (“Cultural Studies”) — междисциплинарная сфера исследований культуры, конституированная в постнеклассическом ментальном пространстве…….Page 423
КЭРРОЛЛ (Carroll) Льюис (настоящее имя — Доджсон Чарлз Лутвидж) (1832—1898) — британский писатель, математик, один из творцов литературы “нонсенса” (см. Нонсенс). Священник (сан диакона — 1861), магистр математики (1857)…….Page 428
КЮНГ (Kling) Ханс (р. в 1928) — католический священник, теолог-модернист. Богословское образование, которым гордился всю жизнь, получил в Риме и Париже с 1948 по 1955 — в духе лучших схоластических традиций при папе Пие XII…….Page 430
ЛАБИРИНТ — образ-метафора постмодернизма— один из центральных элементов системы понятий философского миропонимания Борхеса……Page 431
ЛАКАН (Lacan) Жак (1901—1981) — французский психоаналитик и философ. Как автор концепции “структурного психоанализа”……Page 432
ЛАНДШАФТ — термин географической и искусствоведческой традиции, используемый постмодернистской философией (см. Постмодернизм, Метафизика, Деконструкция, Деррида, Делез) в контексте конституирования философской парадигмы многомерности структур бытия и человеческого мышления,……Page 437
ЛЕВИНАС (Levinas) Эммануэль (12.01.1906— 25.12.1995; точные даты жизни указаны в связи с распространенностью ошибок в русскоязычной справочной литературе — C.B.) — французский философ-диалогист, этический феноменолог, культуролог, постмодернист. Родился в Каунасе…….Page 438
ЛЕГО (лат. lego — собирать, конструировать) — игровой феномен (а именно — тип детского конструктора), выражающий переориентацию современной культуры с презумпции конструирования как воспроизведения канона на презумпцию конструирования как свободного варьирования предметности…….Page 444
ЛИНГВИСТИКА (языкознание, языковедение) — наука о языке, о его строении, функционировании и развитии: “проявление упорядочивающей, систематизирующей деятельности человеческого ума в применении к явлениям языка и составляет языковедение” (И.А.Бодуэн де Куртенэ)…….Page 445
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ — термин, описывающий ситуацию, сложившуюся в философии в первой трети — середине 20 в. и обозначающий момент перехода от классической философии, которая рассматривала сознание в качестве исходного пункта философствования, к философии неклассической, которая выступает с критикой метафизики сознания и обращается к языку как альтернативе картезианского cogito…….Page 447
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕПЦИЯ (в узком смысле концепция Э.Сепира — Б.Ли Уорфа) — теория зависимости стиля мышления и фундаментальных мировоззренческих парадигм коллективного носителя языка от специфики последнего…….Page 448
ЛИОТАР (Lyotard) Жан-Франсуа (р. в 1924) — французский философ, теоретик “нерепрезентативной эстетики”, создатель концепции “нарратологии”, обосновывающей ситуацию постмодернизма в философии. С 1959 преподавал философию в университетах Парижа (Нантер, Сорбонна), с 1972 по 1987 — профессор университета Сент-Дени, соучредитель (вместе с Деррида) Международного философского колледжа…….Page 449
ЛИЦО — философское понятие, посредством которого в границах ряда концепций философии постмодернизма обозначается один из потенциально мыслимых содержательных компонентов многомерных категорий “тело”, “плоть”, “кожа” и др…….Page 452
“ЛОГИКА ПЕР-НОЭЛЯ” (“логика Деда Мороза”) — понятие, введенное Бодрийяром (“Система вещей”, 1968) для обозначения суггестивного приема, фундирующего феномен рекламы в контексте характеризующей современную культуру симуляции…….Page 453
“ЛОГИКА СМЫСЛА” — сочинение Делеза (“Loguque du sens”. Paris, 1969). Делез подвергает критике платоновско-гегелевскую (классическую) традицию, в рамках которой смысл наделялся статусом трансцендентальности, изначальной заданности, абсолютности; его не устраивает и феноменологическая версия решения данной проблемы……Page 454
ЛОГОС (греч. logos) — философский термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла, причем слово понимается в данном случае не столько в фонетическом, сколько в семантическом плане, а понятие — как выраженное вербально…….Page 456
ЛОГОТОМИЯ — одна из парадигмально значимых методологических презумпций философии постмодернизма, фиксирующая отказ от характерной для классической культуры установки на усмотрение глубинного смысла и имманентной логики в бытии и сущности как любого феномена, так и мира в целом (см. Логос)…….Page 457
ЛОГОФИЛИЯ — понятие, введенное философией постмодернизма для обозначения специфики социокультурного статуса дискурса (см. Дискурс) в западной традиции и фиксирующее аксиологическую приоритетность феноменов рациональности, дискурсивности и логоса в контексте европейской культуры…….Page 458
ЛОГОФОБИЯ — понятие постмодернистской философии, фиксирующее феномен неприятия классической европейской культурой той особенности дискурса (см. Дискурс), которая связана с безграничностью его креативного потенциала по отношению к производству смысла…….Page 459
ЛОГОЦЕНТРИЗМ — понятие, введенное постмодернистской философией (в контексте парадигмы “постмодернистской чувствительности” — см. Постмодернистская чувствительность)……Page 460
ЛОТМАН Юрий Михайлович (1922—1993) — русский культуролог, семиотик, филолог…….Page 461
ЛУКАСЕВИЧ (Lukasiewicz) Ян (1878—1956) — польский логик и философ, профессор Львовского и Варшавского университетов (1915—1939), с 1949 — Дублинского университета (Эйре), где он читал лекции по логике Аристотеля…….Page 462
ЛУКАЧ (Lukacs) Дьёрдь (Георг) (1885—1971) — венгерский философ, эстетик, политический деятель. Философское образование получил в Будапеште, Берлине, Гейдельберге. Находился под влиянием Зиммеля и М.Вебера…….Page 463
ЛЮБОВЬ — универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая в своем содержании глубокое индивидуально-избирательное интимное чувство, векторно направленное на свой предмет и объективирующееся в самодостаточном стремлении к нему…….Page 465
MODERN (нем. die Moderne, фр. Modernité) — современность…….Page 466
МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — один из наиболее радикальных методов художественного модернизма (см. Модернизм), основанный на отказе от характерной для классического реализма онтологизации визуального опыта…….Page 467
МАМАРДАШВИЛИ Мераб (1930—1990) — грузинский и российский философ. Работал в редакциях журналов “Вопросы философии” и “Проблемы мира и социализма” (Прага), в Институте международного рабочего движения. В 1968—1974 — заместитель главного редактора журнала “Вопросы философии”…….Page 468
МАНН (Mann) Томас (1875—1955) — немецкий писатель, работавший в жанре философского романа…….Page 471
МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА — совокупность локальных К. (субкультур), базисные принципы которых оцениваются с точки зрения господствующего культурного канона как чуждые или враждебные…….Page 473
МАРГИНАЛЬНОСТЬ (лат. margo — край, граница) — понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни…….Page 474
МАРИНЕТТИ (Marinetti) Филиппо Томмазо (1876—1944) — итальянский поэт и писатель; основоположник, вождь и теоретик футуризма…….Page 475
МАРКС (Marx) Карл (1818—1883) — немецкий социолог, философ, экономист. Изучал право, философию, историю, историю искусств в Бонне и Берлине (1835— 1841)…….Page 477
МАРКСИЗМ — идейное течение модернистского типа второй половины 19—20 в., традиционно связываемое с концепцией общество- и человековедения, сформулированной в работах Маркса…….Page 479
МАРТИ-и-ПЕРЕС (Marti-y-Peres) Xoce Хулиан (1853—1895) — кубинский мыслитель и поэт, революционер, национальный герой Кубы. Культовая фигура латиноамериканской философии 20 в…….Page 480
МАШИННОЕ ИСКУССТВО — тенденция в эволюции художественного модернизма (см. Модернизм), фундированная программной идеей соединения художественного и технического творчества…….Page 484
МАШИНЫ ЖЕЛАНИЯ — базовое понятие концепции шизоанализа (см. Шизоанализ), фиксирующее в своем содержании самодостаточную спонтанную креативность субъективности (в контексте моделирования социальной процессуальности понятие “М.Ж.” выступает парным по отношению к понятию “социальные машины”)…….Page 485
МЕРЛО-ПОНТИ (Merleau-Ponty) Морис (1908— 1961) — французский философ, представитель феноменологии и экзистенциализма. Профессор философии в Коллеж де Франс, профессор детской психологии в Сорбонне…….Page 490
МЕТАНАРРАЦИЯ (или “метаповествование”, “метарассказ”, “большая история”) — понятие философии постмодернизма, фиксирующее в своем содержании феномен существования концепций, претендующих на универсальность, доминирование в культуре и “легитимирующих” знание, различные социальные институты, определенный образ мышления…….Page 492
МЕТАФИЗИКА (греч. meta ta physika — после физики: выражение, введенное в оборот александрийским библиотекарем Андроником Родосским, предложившим его в качестве названия трактата Аристотеля о “первых родах сущего”)……Page 494
МЕТАФИЗИКА ОТСУТСТВИЯ — понятие постмодернистской философии, конституирующееся в концептуальном пространстве постметафизического мышления (см. Постметафизическое мышление) и фиксирующее в своем содержании парадигмальную установку на отказ от трактовки бытия в качестве наличного и ориентацию на его понимание как нон-финальной процессуальности…….Page 496
МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) — перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту…….Page 497
МЕТАФОРЫ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ — наиболее значимые в мыслительной и речевой деятельности метафоры, особая роль которых связана с тем, что они способны структурировать мировосприятие людей и в определенной мере детерминировать интерпретацию ими действительности…….Page 502
МЕТАЯЗЫК — 1) в классической философии: понятие, фиксирующее логический инструментарий рефлексии над феноменами семиотического ряда, 2) в философии постмодернизма: термин, выражающий процессуальность вербального продукта рефлексии над процессуальностью языка…….Page 503
МЕТЦ (Metz) Кристиан (1931—1994?) — французский теоретик в области семиологии и теории кино, в течение ряда лет (с 1966) преподавал в Парижской Высшей Школе Социальных Наук…….Page 505
МОДА (лат. modus — мера, правило, образ) — обычно непродолжительное господство определенного типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение внешнего (прежде всего, предметного) окружения людей…….Page 508
МОДЕРНИЗАЦИИ концепция — один из содержательных аспектов концепции индустриализации, а именно — теоретическая модель семантических и аксиологических трансформаций сознания и культуры в контексте становления индустриального общества…….Page 509
МОДЕРНИЗМ — неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и — соответственно — идеей онтологического плюрализма…….Page 512
МОЛНИЯ — метафорическое понятие, нередко используемое в рамках описаний механизмов миросозидания и промысла Логоса, а также ассоциируемое со светом и просвещением…….Page 513
МОЛОДОСТЬ — понятие, метафорически обозначающее в художественном модернизме творческую интенцию на инновационность и готовность к радикальным трансформациям наличного социокультурного состояния…….Page 514
МОРРИС (Morris) Чарльз (1901—1979) — американский философ. Доктор философии (Чикагский университет, 1925)…….Page 516
МУЗИЛЬ (Musil) Роберт (1880—1942) — австрийский писатель, один из создателей так называемого интеллектуального романа 20 в. В 1901 окончил Технический институт в Брно, в 1902—1903 работал ассистентом Технического института в Штутгарте. Жил в Вене и Берлине, некоторое время являлся редактором влиятельного литературного журнала “Neue Rundschau”…….Page 518
“НАДЗИРАТЬ И НАКАЗЫВАТЬ. Рождение тюрьмы” — работа Фуко (“Surveiller et punir”. Paris, 1975)…….Page 521
НАРРАТИВ (лат. narrare — языковой акт, т.е. вербальное изложение — в отличие от представления) — понятие философии постмодерна, фиксирующее процессуальность самоосуществления как способ бытия повествовательного (или, по Р.Барту, “сообщающего”) текста…….Page 525
НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ — в современной социологии — разновидность анализа качественной (не количественной) информации, полученной методами неформализованного интервью, биографического интервью, нарративного интервью (см.) и другими качественными методами сбора данных…….Page 528
НАСТОЯЩЕЕ — понятие постмодернистской философии, в содержании которого традиционная семантика соответствующего термина переосмыслена в плане поворота от сугубо темпоральной его интерпретации к его трактовке в качестве единственной реальности бытия, различные конфигурации [осмысления] которой выступают в качестве проекций прошлого и будущего…….Page 529
“НЕВОЗМОЖНОЕ ИСКУССТВО” — одно из художественных направлений авангарда “Новой волны” (см. “Новой волны” авангард), центрированное вокруг поисков принципиально нового (а именно — так называемого “естественного”) языка искусства, под которым понималось пространственное моделирование естественных (природных) сред…….Page 530
НЕВОЗМОЖНОСТЬ — понятие, фиксирующее модальность бытия и мышления, радикально альтернативную не только действительности, но и возможности…….Page 532
НЕЛИНЕЙНЫХ ДИНАМИК ТЕОРИЯ — конституируемая в современной культуре теория, описывающая процессы, которые могут быть отнесены к нелинейным, т.е. таким, в процедурности которых реализует себя феномен версификации (ветвления) перспективных траекторий эволюции…….Page 534
НЕОБАРОККО (“новое барокко” — предположительно от португал. perola barroca — жемчужина причудливой формы или от лат. barroco — мнемоническое обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике) — термин, употребляемый в рамках постмодернизма для обозначения состояния западного общества конца 20 в., при котором вопреки расширению массовизации и унификации на макроуровне доминируют дезинтеграционные процессы при одновременном усилении интеграционных тенденций на уровне микрогрупп…….Page 537
НЕОДЕТЕРМИНИЗМ — новая версия интерпретации феномена детерминизма в современной культуре, фундированная презумпциями нелинейности, отсутствия феномена внешней причины и отказа от принудительной каузальности…….Page 538
НЕОМАРКСИЗМ……Page 545
НЕОПРАГМАТИЗМ — ретроспективная философская интерпретация прагматизма (см.), концептуальное оформление которой (“аналитический Н.”) традиционно связывается с творчеством Рорти…….Page 546
“НЕЧТО, ОТНОСЯЩЕЕСЯ К ГРАММАТОЛОГИИ” — книга Деррида (“De la Grammatologie”. Paris: Les Edition de Minuit, 1967)…….Page 548
НИГИЛИЗМ (лат. nihil — ничто) — исходно — одна из характерных черт буддистской и индуистской философии…….Page 549
НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих (1844—1900) — немецкий мыслитель, который дал пролог к новой культурно-философской ориентации, заложив фундамент “философии жизни”…….Page 550
“НИЦШЕ” — книга Делеза (“Nietzsche”. Paris, 1965), написанная по итогам философского коллоквиума в Руайомоне (1964)…….Page 554
“НОВОЙ ВЕЩЕСТВЕННОСТИ” ИСКУССТВО” — направление в развитии художественного модернизма (см. Модернизм), репрезентирующее в общем контексте развития модернистского искусства традицию неоклассицизма…….Page 556
“НОВОЙ ВОЛНЫ” АВАНГАРД — художественное направление в зрелом модернизме (см. Модернизм), осуществившее радикальный отказ от классического понимания творчества и переход к трактовке художественного произведения как не воплощенного в материале (в менее радикальных своих версиях — как не обязательно воплощенного или воплощенного в материале принципиально случайном)…….Page 558
НОВОЯЗ — термин, введенный в гуманитарный оборот Оруэллом в романе “1984” для обозначения детерминированной тоталитарным обществом системы речи и языковых высказываний, способной жестко обусловливать (как в норме, так и в патологии) духовно-деятельностные алгоритмы целостной совокупности поведенческих репертуаров людей…….Page 559
НОМАДОЛОГИЯ (от общеевропейск. nomad — кочевник)……Page 561
НОН-СЕЛЕКЦИИ ПРИНЦИП — регулятивный принцип постмодернизма (эксплицитно сформулирован Д.В.Фоккема), реализующий себя в двух плоскостях:……Page 563
НОНСЕНС — понятие современной философии, содержание которого явилось результатом переосмысления традиционной фигуры отсутствия смысла в контексте постмодернистской “метафизики отсутствия”:……Page 564
НУЛЕВАЯ СТЕПЕНЬ — понятие философии постмодерна, означающее мнимую референциональность мифологического (Р.Барт), гиперреального или симулякра (Бодрийяр), а также лимитированность гиперинтерпретации (Эко); де-конструкт радикальной рефлексии развития культуры модерна, вскрывающий ее фундированность идеей присутствия, наличия (см. Метафизика отсутствия)…….Page 566
OP-ART (визуальное искусство) (англ. optic, optical — оптический) — художественное направление неоконструктивизма (см. Неоконструктивизм) в традиции зрелого модернизма (см. Модернизм), ориентированное на моделирование пространства (объема) и движения нетрадиционными для искусства средствами, предполагающими отказ от исконных приемов живописи, графики и пластики…….Page 569
“О ГРАММАТОЛОГИИ” (ДЕРРИДА) — см. “НЕЧТО, ОТНОСЯЩЕЕСЯ К ГРАММАТОЛОГИИ” (ДЕРРИДА)…….Page 570
“О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ” (“Vom Nutzen und Vorteil der Historié fur das Leben”, 1874) — сочинение Ницше, входящее в серию культур-критических эссе, объединенных общим названием “Несвоевременные размышления”…….Page 571
ОЗНАЧАЕМОЕ — термин, используемый в семиотике для определения содержательной (“умопостигаемой”) стороны знака, отсылающий к “понятию” (“знак” связывает не вещь и ее название, но понятие и его акустический образ)…….Page 573
ОЗНАЧИВАНИЕ — базовое понятие постмодернистской концепции текстовой семантики, фундированной отказом от идеи референции (см. Пустой знак), фиксирующее процессуальность обретения текстом смысла, который исходно не является ни заданным, ни данным…….Page 574
“ОКО И ДУХ” (“L’CEil et l’esprit”. Paris, 1964) — последняя изданная при жизни работа Мерло-Понти. Написанная в 1960, она впервые была опубликована в январе 1961 в журнале “Art de France”…….Page 576
“ОНТОЛОГИЧЕСКИ НЕУВЕРЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ” — описанный Р.Лейнгом тип личности, испытывающей дефицит “первичной онтологической уверенности”. Такая личность ощущает себя скорее нереальной, чем реальной, и скорее мертвой, чем живой; ей не хватает чувства индивидуальности, автономности, временной непрерывности, субстанциональности, собственной ценности; наконец, она переживает свое “я” как частично отчужденное от тела…….Page 578
ОНТОЛОГИЯ (греч. on, ontos — сущее, logos — учение) — учение о бытии: в классической философии — учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы; в современной неклассической философии — интерпретации способов бытия с нефиксированным статусом…….Page 579
ОНТО-ТЕО-ТЕЛЕО-ФАЛЛО-ФОНО-ЛОГОЦЕНТРИЗМ — понятие, введенное Дерридой для характеристики комплекса парадигмальных установок культуры классического типа, фундированной такими глубинными презумпциями, как:……Page 582
ОРГАЗМ — кратковременный высший этап процесса психо-физиологического наслаждения, выступающий у человека, как правило, как финальная стадия экстатического состояния…….Page 583
“ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ” — марксистская интерпретация фундаментальной проблематики, фундирующей философское знание, а именно — проблемы соотношения бытия и сознания…….Page 584
“ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕТАФИЗИКИ” — работа Хайдеггера (“Die Grundbegriffe der Metaphysik”). Явилась названием лекционного курса, прочитанного Хайдеггером в 1929—1930…….Page 585
“ОТ СУЩЕСТВОВАНИЯ К СУЩЕСТВУЮЩЕМУ” (“De l’existence a l’existant”, 1947) — первая послевоенная книга Левинаса, большая часть которой написана в немецком плену…….Page 587
“ОТКРЫВАЯ СУЩЕСТВОВАНИЕ ВМЕСТЕ С ГУССЕРЛЕМ И ХАЙДЕГГЕРОМ” (“En découvrant l’existence avec Husserl et Heidegger”, 1949) — третья значительная послевоенная работа Левинаса…….Page 589
“ОХОТА НА CHAPKA” — семантическо-интерпретационная стратегия отношения к тексту, основанная на принципиально нелинейном видении последнего (см. Нелинейных динамик теория) и во многом предвосхищающая стратегии означивания и экспериментации в современном постмодернизме……Page 591
POP-ART (“массовое искусство”: от англ, popular — народный, популярный; ретроспективно связанное с pop — неожиданно появиться, взорваться)……Page 594
ПАСТИШ (фр. pastiche: от итал. pasticcio — стилизованная опера-попурри)……Page 596
ПЕРЕЛЬМАН (Perelman) Хаим (1912—1984) — бельгийский философ, логик, профессор…….Page 597
ПЕРЕОТКРЫТИЕ ВРЕМЕНИ — феномен современной культуры, связанный с актуализацией — как в естествознании, так и в гуманитаристике — проблемы темпоральности…….Page 603
ПЕРЕХВАТ КОДА — улавливаемая в моментном анализе процедура сбоя в разворачивании линейного вектора процессуальности,……Page 607
ПИРС (Peirce) Чарлз Сандерс (1839—1914) — американский философ, логик, математик, “отец научной философии США”…….Page 608
ПИСЬМО — одна из возможных версий перевода фр. слова écriture, могущего обозначать П., письменность, Священное Писание…….Page 610
ПЛАТО — семантически значимый фрагмент ризомы (см. Ризома),……Page 612
ПЛОСКОСТЬ — термин естественно-научной традиции, используемый в современной философии (Хайдеггер, Делез, Деррида и др.)……Page 614
ПЛОТЬ — понятие парадигмы Другого в границах философии постмодернизма, выступившее результатом процедуры интеллектуального “оборачивания”……Page 616
ПЛОТЬ МИРА (франц. chair du monde) — термин философской системы Мерло-Понти, семантическая определенность которого оформляется на стыке концепций тела, складки и Другого…….Page 617
ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА. Прелюдия к философии будущего (“Jenseits von Gut und Böse”, 1886) — работа Ницше,……Page 618
ПОВЕРХНОСТЬ — понятие постмодернистской номадологии (см. Номадология), выражающее установку постмодернизма на отказ от идеи глубины……Page 622
ПОЗИЦИИ — книга, включающая записи (“Positions”. Paris, 1972) ранее публиковавшихся бесед Деррида с А.Ронсом……Page 623
ПОНСЕ (Ponce) Анибал Норберто (1898—1938) — аргентинский философ, социолог, педагог, общественный деятель…….Page 626
ПОРНОГРАФИЯ (греч. pornos — развратник, grapho — пишу) — понятие, посредством которого может обозначаться духовно-виртуально-практический феномен,……Page 629
ПОРЯДОК ДИСКУРСА — понятие постмодернистской философии, фиксирующее конкретно-историческое состояние дискурсивной среды,……Page 630
ПОСТИСТОРИЯ — понятие философии постмодернизма, сменившее собою традиционный концепт “истории”……Page 634
ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, постколониальные штудии -……Page 636
ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — понятие философии постмодернизма, выражающее парадигмальную установку современной философии на отказ от презумпции возможности построения единой и системной концептуальной модели мира……Page 638
ПОСТМОДЕРНИЗМ — понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования,……Page 640
“ПОСТМОДЕРНИЗМ, ИЛИ ЛОГИКА КУЛЬТУРЫ ПОЗДНЕГО КАПИТАЛИЗМА” (“Postmodernism or The Cultural Logic of Late Capitalism”, 1991) — работа Джеймисона, ставшая философским бестселлером;……Page 644
ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ — общее название версий социально-философского и социологического теоретизирования……Page 649
ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ — характерная для философии постмодернизма (как и для культуры постмодерна в целом) парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса (см.)…….Page 652
ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ ИМПЕРИАЛИЗМ — постмодернистская метафора, фиксирующая в своем содержании феномен отсутствия для постмодернистской культуры препятствий к распространению (экспансии)……Page 654
“ПОСТМОДЕРНИСТСКОЕ СОСТОЯНИЕ: ДОКЛАД О ЗНАНИИ” — программная работа Лиотара (“La condition postmoderne. Rapport sur le savoir”, 1979),……Page 655
ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ — совокупное обозначение ряда подходов в социо-гуманитарном познании 1970—1980-х,……Page 657
ПОЭТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — понятие, содержание которого фиксирует способ (стиль, тип) мышления, основанный на презумпции принципиальной недосказанности (неполноты) и метафоричности……Page 659
ПРАГМАТИКА ТЕКСТА — один из аспектов текста как знакового образования, фиксирующий отношения между текстом и субъектами текстовой деятельности (т.е. адресантом-автором и адресатом-читателем)…….Page 662
“ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВРЕМЕНИ” — книга Деррида (“Donner le temps”)…….Page 663
ПРЕКОНСТРУКТ — понятие, введенное французской школой анализа дискурса (в контексте определения места языка, в теории дискурсивных практик) для фиксации феномена дискретного акта представленности того или иного дискурса (дискурсивного ряда) в другом дискурсе (дискурсивном ряду — см. Дискурс)…….Page 666
“ПРИЗРАКИ МАРКСА” (“Spectres de Marx”) — книга Деррида, опубликованная на французском языке в 1993,……Page 667
ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ — понятие постмодернистской философии, фиксирующее в своем содержании феномен превращения того или иного социокультурного явления в предмет рефлексивного осмысления и рационального анализа…….Page 672
“ПРОЗРАЧНОСТЬ ЗЛА” — сочинение Бодрийяра (“La transparence du mal”. Paris, 1990)…….Page 673
ПУБЛИКА — регулятивный идеал демократической формы правления; социологический феномен; норма и принцип, во имя которого возможна критика демократических институтов; центральная категория либерально-демократической теории……Page 677
ПУСТОЙ ЗНАК — понятие постмодернистской философии, фиксирующее парадигмальную презумпцию постмодернизма на восприятие семиотических сред как самодостаточной реальности — вне какой бы то ни было гарантированности со стороны внетекстовых феноменов…….Page 680
READY MADE — художественная практика искусства, предполагающая использование в процессе творчества готовых (R.M.) предметов (искусство модерна) или текстов (искусство постмодерна) и их непосредственное включение (в качестве элементов или модулей) в художественное произведение, которое в данном контексте понимается как конструкция (см. Конструкция)…….Page 683
“РАЗДЕЛЕНИЕ ЯЗЫКОВ” — понятие, предложенное философией постмодернизма (см. Постмодернизм) в контексте анализа проблемы соотношения языка (см. Язык) и власти (см. Власть)……Page 684
“РАЗЛИЧИЕ И ПОВТОРЕНИЕ” — книга Делеза (“Différence et Repetition”, 1969)…….Page 686
РАЗЛИЧИЯ ФИЛОСОФИЯ — понятие, посредством которого философия постмодернизма рефлексивно характеризует современный (постнеклассический) тип философствования — в отличие от философствования классического типа,……Page 687
РАЗРЫВ — 1) Понятие постмодернизма, выражающее в своем содержании феномен процессуального бытия ризоморфной целостности посредством нарушения целостности традиционного (линейного) типа (см. Ризома)…….Page 688
РАССЕИВАНИЕ (от фр. dessemination) — 1) центральное определение текстовой работы, а также характеристика исторических судеб смысла, активно используемое в постмодернизме (особенно у Деррида);……Page 689
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ — многозначное понятие, широко употребляется в философии, психологии, социологии, социальном познании в целом…….Page 691
РЕТЕРРИТОРИАЛИЗАЦИЯ — понятие постмодернистской философии, введенное в контексте концепции детерриториализации (см. Детерриториализация) для обозначения процедуры повторной территориализации детерриториализированной среды……Page 694
РИДЖИОНАЛИЗМ (от англ. region — область, сфера, регион; и regional — региональный, местный)……Page 695
РИЗОМА (фр. rhizome — корневище) — понятие философии постмодерна, фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации целостности,……Page 697
“РИЗОМА” — сочинение Делеза и Гваттари, вышедшее отдельной книгой в 1976,……Page 701
РОДО (Rodo) Xoce Энрике (1871—1917) — уругвайский философ, писатель, политик. Р., Марти-и-Перес и Р.Дарио являются “культовыми” фигурами латиноамериканского модернизма,……Page 708
“РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЗ ДУХА МУЗЫКИ” (“Die Geburt der Tragöedie aus dem geiste der Musik”, 1872) — главная работа раннего, романтического этапа творчества Ницше,……Page 713
РОЗЕНШТОК-ХЮССИ (Rosenstock-Huessy) Ойген Мориц Фридрих (1888—1973) — немецко-американский христианский мыслитель, философ, историк, принадлежащий к духовной традиции диалогического типа…….Page 717
РОРТИ (Rorty) Ричард (р. в 1931) — американский философ. После 15 лет преподавания в Принстоне Р. с 1983 — профессор гуманитарных наук университета штата Виргиния (Шарлоттсвиль)…….Page 721
“РУССКАЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ, НОВЫЙ ЯЗЫК” — книга И.С.Скоропановой……Page 726
“С ЧЕГО НАЧАТЬ?” — работа Р.Барта (1970), посвященная анализу специфики постмодернистской интерпретации феномена литературной критики: см. Kritik…….Page 734
САМОСОЗНАНИЕ — (само-со-знание) — противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности “Я” как автономной (отдельной) сущности,……Page 737
СВЕРХЧЕЛОВЕК — в истории философии — метафорический концепт, фиксирующий образ человека, преодолевшего самообусловленность собственной естественной природой и достигшего состояния качественно иного существа…….Page 739
“СВЕРХ-Я” (Супер-Эго, Идеальное-Я, Идеал-Я, Я-Идеал) — понятие и гипотетический конструкт;……Page 742
СВОБОДА — универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания…….Page 743
СЕА (Zea) Леопольдо (р. в 1912) — мексиканский философ, один из основоположников “философии латиноамериканской сущности”, переформулировавший ее в проект “философии освобождения”,……Page 744
СЕКСУАЛЬНОСТЬ в постмодернизме — понятие постмодернистской философии, фиксирующее в своем содержании характеристику человеческой телесности,……Page 748
СЕМАНАЛИЗ (sémanalyse) — “теория текстуального означивания”; семиотическая концепция, разработанная Кристевой в качестве альтернативы соссюрианской семиологии и одновременно выступающая как форма “перевода” психоаналитических идей З.Фрейда и Лакана на язык лингвистики и семиотики (“сем-анализ”)…….Page 751
“СЕМИОЛОГИЯ КАК ПРИКЛЮЧЕНИЕ” — работа Р.Барта (1974), посвященная анализу сущности и метатеоретических оснований семиологии как одной из важнейших……Page 753
СЕМИОТИКА (греч. semeion — знак) — научная дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию…….Page 754
СЕНСУАЛИЗМ (лат. sensus — чувство, ощущение) — философская установка на акцентировку сферы чувственного опыта:……Page 756
“СИЛА И ОЗНАЧЕНИЕ” (“Force et signification”) — одна из ранних работ Деррида, опубликованная в “Письменности и различии” (1967)…….Page 757
СИМВОЛ (греч. symbolon — знак, опознавательная примета; symballo — соединяю, сталкиваю, сравниваю) — в широком смысле понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать (в контексте социокультурных аксиологических шкал) идеальные содержания,……Page 768
СИМУЛЯКР (фр. simulacres, от simulation — симуляция)……Page 770
“СИМУЛЯКРЫ И СИМУЛЯЦИЯ” — сочинение Бодрийяра (“Simulacres et simulation”. Paris, 1981),……Page 772
СИМУЛЯЦИЯ— понятие постмодернистской философии, фиксирующее феномен тотальной семиотизации бытия вплоть до обретения знаковой сферой статуса единственной и самодостаточной реальности…….Page 778
“СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ”— понятие, конституирование которого вызвано попытками придания философии статуса исчерпывающе универсальной, жестко дедуцированной системы завершенного знания…….Page 780
СКЛАДКА (фр. — pli) — понятие классической и современной философии (Лейбниц, Хайдеггер, Мерло-Понти, Делез, Деррида, Фуко), обретающее категориальный статус в границах философии постмодернизма…….Page 781
СКЛАДЫВАНИЕ……Page 785
СКРИПТОР (“пишущий”) — понятие, сменившее в постмодернистской текстологии традиционное понятие “автор” (см. Автор, “Смерть Автора”) и фиксирующее отказ философии постмодернизма от наделения субъекта письма:……Page 787
СЛЕД — понятие (в границах языковых игр, присущих творчеству Деррида — не-понятие),……Page 788
“СЛОВА И ВЕЩИ: археология гуманитарных наук” — книга Фуко (“Les mots et les choses: une archeologie des sciences humaines”, 1966)…….Page 789
“СЛОВА-БУМАЖНИКИ” — метафора Делеза, выражающая авторскую версию артикуляции базовой для постмодернистской философии идею версификации (ветвления) процесса смыслообразования в процедурах означивания (см. Означивание)…….Page 791
“СЛУЧАЙНОСТЬ, ИРОНИЯ И СОЛИДАРНОСТЬ” (“Contingency, Irony and Solidarity”. Cambridge, Mass., 1989) — работа Рорти, представляющая собой попытку философского осмысления проблемы соотношения личного и общественного модусов человеческого бытия…….Page 792
СМД-МЕТОДОЛОГИЯ (системо-мыследеятельностная методология) — направление, школа, течение в российской, советской и постсоветской философской и социально-гуманитарной мысли…….Page 800
СМЕРТЬ — 1 ) В науке — естественное и необратимое прекращение жизнедеятельности биологической системы…….Page 805
СМЕРТЬ в деконструкции — тема двух монографий Деррида — “Дар смерти” и “Апории”…….Page 806
“СМЕРТЬ АВТОРА” — парадигмальная фигура постмодернистской текстологии, фиксирующая идею самодвижения текста как самодостаточной процедуры смыслопорождения…….Page 815
“СМЕРТЬ БОГА” — фундаментальная метафора постмодернистской философии, фиксирующая в своем содержании парадигматическую установку на отказ от идеи внешней принудительной каузальности, характерной для линейного типа понимания детерминизма (см. Неодетерминизм),……Page 817
“СМЕРТЬ СУБЪЕКТА” — метафорический термин для обозначения одного из двух полюсов амбивалентной тенденции размывания определенности субъект-объектной оппозиции в рамках постмодернистской программы преодоления традиции бинаризма (см.),……Page 819
СМЫСЛ и ЗНАЧЕНИЕ — понятия, задающие разные формы осуществления основной языковой связи “знак — означаемое” в процессах понимания и в системе языка…….Page 822
СОБЛАЗН — понятие постмодернистской философии, фиксирующее установку на снятие традиционной для классической европейской рациональности линейной семантико-аксиологической оппозиции мужского и женского (в контексте общекультурной установки постмодерна на отказ от бинаризма)…….Page 823
СОБЫТИЕ (со-бытие) — понятие философии 20 в., введение которого в дисциплинарный оборот знаменовало осуществление кардинальных (“поворотных” — от нем. Kehre, по Хайдеггеру) реконструкций традиционной метафизики…….Page 824
СОБЫТИЙНОСТЬ — понятие, введенное философией постмодернизма в контексте отказа от линейной версии прочтения исторического процесса и фиксирующее в своем содержании историческую темпоральность,……Page 829
СОССЮР (Saussure) Фердинанд де (1857— 1913) — швейцарский лингвист, выдвинувший базисные положения в области теории языка, оказавшие значительное воздействие на гуманитарную мысль 20 в…….Page 834
СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ — единица социальной реальности, выступающая ее конституирующим элементом…….Page 835
СОЦИАЛЬНОСТЬ — пакетное понятие, пространство адекватных интерпретаций которого:……Page 836
СОЦИОЛОГИЯ — совокупность познавательных практик, складывающихся в европейской интеллектуальной традиции с середины 19 в.,……Page 837
“СОЦИОЛОГИЯ” (“Soziologie”. 2 Bde. Stuttgart, 1956 — 1958) — основное произведение Розенштока-Хюсси…….Page 843
СТАНОВЛЕНИЕ — понятие, обретающее собственный денотат и философскую размерность в философском постмодернизме (суть вопроса излагается в работе Делеза и Гваттари “Тысяча плато”: термин “С.”, как правило, употребляется ими во множественном числе)…….Page 847
СТРУКТУРАЛИЗМ — обозначение в целом неоднородной сферы гуманитарных исследований, избирающих своим предметом совокупность инвариантных отношений (структур) в динамике различных систем…….Page 850
СУДЬБА — 1 ) универсалия культуры субъект-объектного ряда (см. Универсалии, Категории культуры), фиксирующая представления о событийной наполненности времени конкретного бытия,……Page 851
СЮЖЕТ — способ организации классически понятого произведения, моделируемая в котором событийность выстраивается линейно,……Page 854
СЮРРЕАЛИЗМ (фр. surréalité — сверхреальность) — художественное течение в рамках модернизма, продолжающее — вслед за экспрессионизмом, кубизмом, дадаизмом и футуризмом — тенденцию поиска “подлинной реальности”……Page 857
“TEL QUEL” (франц. “такой, какой есть”) — название литературно-художественного журнала, основанного в 1960 в Париже и просуществовавшего до начала 1980-х…….Page 859
“ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА” (“Also sprach Zarathustra”, 1883—1885) — центральная работа Ницше,……Page 860
ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ — понятие и концепция философской системы Бергсона (“Творческая эволюция”, 1907), изначально разрабатываемые им в целях обоснования схемы соотношения интеллекта и интуиции (инстинкта)……Page 863
ТЕАТР ЖЕСТОКОСТИ — концепция театрального действия, фундированная отказом от традиционного (сугубо вербального) понимания средств художественной выразительности и ориентацией на пластико-визуальный ряд спектакля, предполагающий максимальный уровень экспрессии по отношению к зрителю…….Page 865
ТЕКСТ — в общем плане связная и полная последовательность знаков…….Page 869
ТЕКСТОВОЙ АНАЛИЗ — одна из методологических стратегий постмодернистской текстологии, призванных представить текст как процесс нон-финального смыслогенеза…….Page 870
ТЕКСТУАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ — в границах семиотических теорий интерпретативного сотрудничества — системы предписаний, адресованные читателю, образ и модель которого формируется текстом независимо от и задолго до эмпирического процесса чтения…….Page 871
ТЕКСТ-УДОВОЛЬСТВИЕ — термин постмодернистской текстологии, фиксирующий ее интерпретацию классического отношения к тексту как наделенному автохтонной семантикой (гарантированной внетекстовым референтом) и подлежащему пониманию, предполагающему герменевтическую процедуру реконструкции смысла и значения текста…….Page 872
ТЕЛЕСНОСТЬ — понятие неклассической философии, конституированное в контексте традиции, преодолевающей трактовку субъекта в качестве трансцендентального и вводящей в поле философской проблематики (легитимирующей в когнитивном отношении) такие феномены, как сексуальность, аффект, перверсии, смерть и т.п. (Ницше, Кьеркегор, Кафка и др.)…….Page 873
ТЕЛО — термин традиционного эстетического и социо-гуманитарного знания (см. также Телесность), обретающий имманентный категориальный статус в понятийном комплексе философии постмодернизма…….Page 874
ТЕЛО БЕЗ ОРГАНОВ — понятие философии постмодерна, представляющее собой результат содержательной аппликации фундаментальной для постмодернизма идеи об имманентном креативном потенциале децентрированной семантической среды (см. Ризома) на феномен телесности…….Page 879
“ТЕОРИЯ ИНТУИЦИИ В ФЕНОМЕНОЛОГИИ ГУССЕРЛЯ” (“Théorie de l’intuition dans la phénoménologie de Husserl”, 1930) — первая работа Левинаса……Page 882
“ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ” — одна из основных философских работ Батая (“Theorie de la religion”. Paris, 1948), изданная в полной версии в 1974 уже после смерти автора…….Page 883
ТОЖДЕСТВА ФИЛОСОФИЯ — понятие, используемое философией постмодернизма для характеристики философии классического типа, фундированной презумпцией наличия универсальной закономерности мироздания……Page 884
«ТОТАЛЬНОСТЬ И БЕСКОНЕЧНОЕ. Эссе на тему экстериорности” (“Totalité et Infini. Essai sur l’Extériorité”, 1961) — монография докторской диссертации Левинаса, изданная в Гааге…….Page 885
ТРАНСГРЕССИЯ — одно из ключевых понятий постмодернизма, фиксирующее феномен перехода непроходимой границы, и прежде всего — границы между возможным и невозможным: “трансгрессия — это жест, который обращен на предел” (Фуко), “преодоление непреодолимого предела” (Бланшо)…….Page 893
ТРАНС-ДИСКУРСИВНОСТЬ (транс-дискурсивная позиция) — понятие, введенное Фуко в контексте анализа дискурса……Page 895
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ОЗНАЧАЕМОЕ — фундаментальный термин постмодернистской текстологии, фиксирующий в своем содержании якобы стоящий за текстом внетекстуальный референт как онтологический гарант определенности текстовой семантики…….Page 897
«ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ЭМПИРИЗМ” — самообозначение Делезом собственной философской установки, являющейся несущей конструкцией его интеллектуального творчества:……Page 899
УИЛЬЯМС (Williams) Раймонд (1922—1988) — английский теоретик-марксист, один из основоположников парадигмы “культурных исследований” (см. Культурные исследования) в постнеклассической культуре…….Page 900
УКРАДЕННЫЙ ОБЪЕКТ — парадигмальная фигура постмодернистской философии, фундированная радикальным отказом от традиционного типа философствования в семантическом пространстве субъект-объектной оппозиции и от мышления в рамках соответствующего категориального строя…….Page 904
УНИВЕРСАЛИИ (лат. universalis — общий) — общие понятия…….Page 905
УСКОЛЬЗАНИЯ ЛИНИИ (фр. lines de fuite) — понятие постмодернистской номадологии, фиксирующее особенность системной организации ризомы (см. Ризома, Номадология)…….Page 907
ФАШИЗМ, национал-социализм (лат. fasio; итал. fascismo, fascio — пучок, связка, объединение)……Page 908
“ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ” (“Phénoménologie de la perception”. Paris, 1945) — основное произведение Мерло-Понти, в котором исследуются проблемы специфичности существования экзистенции (см. Экзистенция) и ее отношений с миром как “жизненной коммуникации”, как беспрестанного и открытого диалога с миром;……Page 909
“ФИЛОСОФИЯ АМЕРИКАНСКОЙ ИСТОРИИ. СУДЬБЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ” (“Filosofia de la historié americana. Los destintos de America Latina”, 1978) — программная работа Сеа,……Page 915
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ — направление в западно-европейской философской мысли, сложившееся в последней трети 19 в. в Германии и получившее известность, главным образом, в первой трети 20 в…….Page 921
“ФИЛОСОФИЯ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЙ СУЩНОСТИ” — метафорическое выражение для обозначения комплекса типологически и тематически близких дискурсов модернистского типа в истории философии Латинской Америки,……Page 922
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ — одно из значимых проблемных полей современной западной философии, основанное на комплексном системном анализе техники как социального феномена в историко-цивилизационном контексте…….Page 928
“ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ” (“Philosophische Untersuchungen”) — главное произведение позднего периода творчества Витгенштейна…….Page 931
ФОКАЛИЗАЦИЯ (фр. focalisation — фокусирование) — термин, предложенный французским теоретиком литературы Ж.Женеттом (работа “Фигуры III”, 1972); означает организацию выраженной в повествовании точки зрения и предполагает донесение ее до зрителя или читателя…….Page 941
ФОНОЛОГИЗМ — понятие постмодернистской философии, фиксирующее такое свойство классической культуры, как характерный для нее акцент на вокально-голосовой презентации языка (см. Язык), фундированный базисной для культуры данного типа презумпцией субъекта (см. Автор, Деятельность)…….Page 943
“ФРАГМЕНТЫ ЛЮБОВНОГО ДИСКУРСА” (“Fragments d’un discours amoureux”) — работа Р.Барта (1977), посвященная анализу вербальных практик,……Page 945
ФУКО (Foucault) Мишель (Поль-Мишель) (1926— 1984) — французский философ, теоретик культуры и историк…….Page 946
“ФУКО” — сочинение Делеза (“Foucault”, 1986). Книга состоит из двух частей…….Page 954
ФУТУРИЗМ (лат. future — будущее) — идейно-художественное течение в рамках модернизма в период с 1910-х по 1930-е в Италии и, отчасти, Франции и России…….Page 961
HAPPENING (от англ, to happen — происходить, случаться, иметь место; устоявшийся русск. эквивалент — “Хэппенинг”) — художественный прием, предложенный в зрелом модернизме (см. Модернизм), основанный на программном событийном совпадении феноменов художественного произведения, с одной стороны, и процедуры его восприятия — с другой…….Page 962
ХАБЕРМАС (Habermas) Юрген (р. в 1929) — немецкий социальный философ и социолог, концепция которого выступает рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму (см. Модернизм, Постмодернизм)…….Page 963
ХАЙДЕГГЕР (Heidegger) Мартин (1889—1976) — немецкий философ, один из крупнейших мыслителей 20 в…….Page 976
ХАОС (греч. chaos — зияние; от chasco — разеваю) — в современной культуре понятие, связанное с оформлением в неклассической европейской культуре парадигмальной матрицы исследования нелинейных процессов…….Page 988
ХАОСМОС — понятие постмодернистской философии, фиксирующее особое состояние среды, не идентифицируемое однозначно ни в системе отсчета оппозиции хаос — космос (см. Космос, Хаос), ни в системе отсчета оппозиции смысл — нонсенс (см. Нонсенс), но характеризующееся имманентным и бесконечным потенциалом упорядочивания (смыслопорождения) — при отсутствии наличного порядка (семантики)…….Page 989
ХЕЙЗИНГА (Huizinga) Йохан (1872—1945) — нидерландский историк и теоретик культуры. Профессор кафедры всеобщей истории в Гронингенском (с 1905) и Лейденском (с 1915) университетах…….Page 991
ХЛЕБНИКОВ Велимир (Виктор Владимирович) (1885—1922) — русский поэт-кубофутурист, мыслитель, чьи воззрения имеют выраженную философскую размерность, новатор, в чьем творчестве — при содержательной и хронологической отнесенности к модернизму — может быть прослежен своего рода социокультурный прото-резонанс идей постмодернизма в философии и искусстве начала 20 в…….Page 992
ХОЛЛ (Hall) Стюарт (р. в 1932) — представитель постнеклассической мыслительной традиции, британский теоретик в области “культурных исследований” (см.). Директор Центра Культурных исследований в Бирмингемском университете (1964—1979); ныне профессор социологии в Открытом Университете…….Page 996
ХОМСКИЙ (ЧОМСКИЙ) (Chomsky) Ноам (р. в 1928) — американский лингвист и философ языка, основоположник (1950-е) “генеративной лингвистики”, автор концепции “порождающей” или “генеративной (трансформационной)” грамматики…….Page 1000
ХОРА — понятие философии постмодернизма, фиксирующее в своем содержании феномен самодвижения семиотических сред, характеризующегося имманентными пульсационными версификациями своего направления и форм…….Page 1002
ХЮБРИС (франц. l’hubris — от греч. ubris — необузданность, невоздержанность, бесчинство) — термин, используемый в современной западной философии (при отсутствии соответствующего слова в обыденных языковых практиках) для обозначения предпороговых форм стихийных процессов, задающих неустойчивые параметры функционирования определенной системы и открывающих возможности новых форм ее бытия…….Page 1004
“ЦЕНТРИЗМ” — структурный и смысловой модуль таких понятий постмодернистского дискурса, как “фоноцентризм”, “логоцентризм”, “фаллоцентризм” и др., результат процесса “центрации”, т.е. подчинения всех элементов некоторой системы всеобщему эквиваленту, занимающему выделенное положение…….Page 1006
ЧЕЛОВЕК — фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы…….Page 1010
ЧИТАТЕЛЬ — адресат текста, т.е. субъект восприятия (понимания, интерпретации, осмысления или конструирования — в зависимости от подхода) его семантики; субъект чтения (см. Текст, Чтение, Интерпретация)…….Page 1011
ЧТЕНИЕ — совокупность практик, методик и процедур работы с текстом…….Page 1016
“ЧТО ТАКОЕ КРИТИКА” — работа Р.Барта (1963), посвященная анализу специфики постмодернистской интерпретации феномена литературной критики: см. Kritik…….Page 1021
ШИЗОАНАЛИЗ (греч. schizein — расколоть) — одно из направлений современного постструктурализма. Программым сочинением Ш. выступил двухтомный труд Делеза и Гваттари “Капитализм и шизофрения” (1972—1980),……Page 1032
ЭДИПОВ КОМПЛЕКС (от греч. Oedipus — имя древнегреческого мифического фиванского героя и лат. complexus — связь, сочетание) — имманентное, соответствующее бисексуальному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола (и связанное с ним агрессивное чувство к родителю собственного пола; позитивная форма) или собственного пола (и связанное с ним агрессивное чувство к родителю противоположного пола; негативная форма), оказывающее существенное влияние на психику, личность и поведение человека…….Page 1037
ЭКО (Eco) Умберто (р. в 1932) — итальянский семиотик, философ, специалист по средневековой эстетике, писатель и литературный критик…….Page 1038
ЭКСПЕРИМЕНТАЦИЯ — понятие, введенное постмодернистской философией взамен традиционного концепта “интерпретация” (см. Интерпретация) для фиксации радикально нового отношения к феномену смысла…….Page 1039
ЭКСПРЕССИОНИЗМ (лат. expressio — выражение) — направление в развитии традиции художественного модернизма (см. Модернизм), программно ориентированное на поворот от идеала изображения [действительности] к идеалу выражения: первоначально — внутреннего мира субъекта, затем — внутренней сущности объекта…….Page 1040
ЭОН (греч. aion — век) — понятие древнегреческой и современной философии. В античности обозначало “век”, “путь жизни”, время в ипостаси течения жизни человека и живых существ…….Page 1043
ЭРЕНБЕРГ (Ehrenberg) Ганс (1883—1958) — немецкий философ, христианский теолог, священник, публицист, принадлежащий к традиции диалогического принципа…….Page 1044
ЭРОТИКА ТЕКСТА — метафора постмодернистской философии, используемая для фиксации таких параметров текстовой (и в целом знаковой) реальности, которые связаны с нелинейным характером динамики последней…….Page 1045
“ЭТИКА И БЕСКОНЕЧНОЕ” (“Ethique et Infini”, 1982) — работа Левинаса, в которой излагается его собственная философская концепция в форме конструктивной беседы с Ф.Немо…….Page 1052
ЭФФЕКТ РЕАЛЬНОСТИ — понятие постмодернистской философии, в содержании которого фиксируется феномен фундаментального сомнения постмодернизма в онтологической репрезентации (наличии денотата) понятия, с десигнатом которого (см. Трансцендентальное означаемое) субъект сталкивается в семиотическом пространстве…….Page 1053
ЭФФЕКТ-СУБЪЕКТ (фр. l’effet-sujet) — понятие, введенное Пешё для обозначения результата процесса “субъектизации”, т.е. конституирования субъекта в том или ином дискурсивном и — шире — интердискурсивном контекстах (см. Дискурс, Интердискурс)…….Page 1055
ЮБЕРСФЕЛЬД Анна — теоретик и историк театра, эволюция творческой позиции которой может быть определена как переход от традиционного театроведения к семиологии театра, т.е. к структурному анализу театрального действия (см. Happening), понятому в качестве своего рода текста, “текста-представления” (см. Текст)…….Page 1056
ЮНГЕР (Junger) Эрнст (1895—1998) — немецкий мыслитель и философ…….Page 1057
Я — фундаментальная категория философских концепций личности, выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида…….Page 1060
“Я И ТЫ” (“Ich und Du”. Berlin, 1923; есть переиздания; рус. перев. 1993, 1995) — книга Бубера, в которой он впервые изложил свою основную интуицию, в той или иной степени присутствующую во всех его последующих работах…….Page 1061
ЯЗЫК — сложная развивающаяся семиотическая система, являющаяся специфическим и универсальным средством объективации содержания как индивидуального сознания, так и культурной традиции, обеспечивая возможность его интерсубъективности, процессуального разворачивания в пространственно-временных формах и рефлексивного осмысления…….Page 1064
ЯЗЫК ИСКУССТВА — одно из важнейших проблемных полей современной философии искусства, конституированное в контексте характерного для постмодерна радикального поворота от центральной для классической традиции проблематики творчества к актуализирующейся в современной философии искусства проблематике восприятия художественного произведения (см. Нарратив, “Смерть субъекта”)…….Page 1072
“ЯЗЫК ТЕЛА” — совокупность телесных проявлений (особенностей внешнего облика, движений, мимики и жестов, внутренних ощущений людей), отражающая душевное состояние человека, его мотивы и особенности взаимоотношений с окружающим миром…….Page 1074
ЯЗЫК-ОБЪЕКТ — понятие постмодернистской философии, используемое для обозначения функционального статуса языковой среды в ситуации ее мета-анализа. Понятие “Я.-О.” используется как парное по отношению к понятию “Метаязык” (см. Метаязык)…….Page 1077
ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ — понятие современной неклассической философии языка, фиксирующее речевые системы коммуникаций, организованные по определенным правилам, нарушение которых означает разрушение Я.И. или выход за их пределы…….Page 1078
ЯКОБСОН Роман (1896—1982) — русский лингвист, семиотик, литературовед, способствовавший установлению продуктивного диалога между европейской и американской культурными традициями, французским, чешским и русским структурализмом, между лингвистикой и антропологией, между лингвистикой и психоанализом…….Page 1080
АВТОРЫ СТАТЕЙ……Page 1084
СОДЕРЖАНИЕ……Page 1087
Reviews
There are no reviews yet.