Микешина Л.А.
Классическая общая теория познания, или гносеология, которая сформировалась в истории философии как некоторый абстрактно-понятийный и в этом смысле виртуальный конструкт, предписывающий видеть и интерпретировать деятельность людей в субъектно-объектном ракурсе, опираясь на метафоры ума, зеркала, окуляра, исходя из идей отражения и репрезентации. В течении веков в европейской культуре явно или неявно господствует субъектно-объектная гносеология (которую, как известно, связывают в первую очередь с именами Декарта, Локка, Канта), оказывающая определяющее влияние не только на различные философские, научные, вообще теоретические построения, но и на многообразные методики в сфере обучения и образования, на педагогику в целом. Именно оппозиция субъекта и объекта в ее разнообразных ипостасях олицетворяла рациональность, являлась базовой для систематической философии, основанием ее’научности’. Все, что выходило за пределы этой оппозиции или относилось к сфере до субъектно-объектного различения, рассматривалось как иррациональное, выпадающее из предметного поля теории познания, вообще из рациональной философии. Неполнота, нереальность, несоответствие этой теории как виртуального конструкта действительным событиям и процессам в познавательной деятельности человека, неприложимость ее принципов и категорий непосредственно к живому познанию и его истории замечены давно, что породило множество различных попыток отрефлексировать, объяснить природу гносеологии, наконец, усовершенствовать ее, либо просто отбросить и предложить новые способы понимания и видения познания, т.е. разработать иные по природе учения о познании “. Эту работу вполне можно использовать для подготовки аспирантов к экзаменам по философии науки (наряду с учебниками того же автора). А также всем, кто хочет узнать о проблемах неклассической философии познания, в которой основополагающим принципом является сам человек с его верой, догматизмом и т.п. (классическая философия – исключает человека из процесса познания, т.к. предполагает субъекта, по жилам которого течет “сок разума “, непогрешимого и объективного). На широком философско-историческом материале показана недостаточность классической гносеологии. Особенно, на мой взгляд, интересны главы о Декарте, вере и релятивизме (принципе относительности познания). Возможно кого-то пробудит от очередного догматического сна. Хотя, как писал Остин, иногда все же лучше спать. | |
Reviews
There are no reviews yet.