Грегори Бейтсон5-484-00226-5, 5-89357-081-2
Collected Essays in Anthropology, Psychiatry, Evolution, and Epistemology
Грегори Бейтсон (1904-1980) – выдающийся мыслитель 20 века, философ, эколог, кибернетик и системный теоретик.
Его книга “Шаги в направлении экологии разума” впервые вышла на языке оригинала в 1972 году, неоднократно переиздавалась и стала культовым интеллектуальным бестселлером в англоязычном мире.
В этой книге Г.Бейтсон намечает подходы к решению поставленной им широкомасштабной задачи по ревизии и модификации фундаментальных основ гуманитарного знания в свете современных положений кибернетики, теории информации и теории систем, а также созданию новой синтетической науки о живом, которую он назвал “экология разума”.
будущие историки сочтут Грегори Бейтсона одним из наиболее влиятельных мыслителей нашего времени. Уникальность его мышления связана с широтой и обобщённостью. Во времена, характеризующиеся разделением и сверхспециализацией Бейтсон, противопоставил основным предпосылкам и методам различных наук поиск паттернов, лежащих за паттернами, и процессов, лежащих в основе структур
Фритьоф Капра
Грегори Бейтсон способствовал возникновению нескольких школ психотерапии, включая ?антипсихиатрию? (Р. Д. Лэинг) и нейролингвистическое программирование (НЛП). Бейтсон выступил наставником основателей НЛП Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера а также познакомил их с психотерапевтом Милтоном Эриксоном, использовавшим так называемый ?мягкий? (эриксоновский) гипноз для своих психотерапевтических сессий.
В круг интересов Бейтсона входили теория систем и кибернетика, одним из основателей которой он считается (Бейстон был в числе основоположников дисциплины). В процессе работы Бейтсон сосредоточился на соотношении кибернетики и теории систем с эпистемологией.
Грегори Бейтсон наиболее известен за разработку теории ?двойного послания? (англ. double bind).
По собственному признанию Бейтсона, работы его зачастую неправильно истолковываются, чему способствует и необычность его стиля.
Бейтсон не отличался любовью к современным академическим стандартам научного стиля, и его работы зачастую были оформлены в виде эссе, а не научных работ; в своих трудах он применяет множество метафор, а выбор источников, как правило, можно считать нестандартным ? с точки зрения консервативной науки (например, он мог цитировать поэтов прошлого и игнорировать свежие научные исследования).
Несмотря ни на что, многие ученые рассматривают его работы как источник весьма оригинальных мыслей, достойный тщательного изучения.
Reviews
There are no reviews yet.