Осенмук В.В.
Монография посвящена рассмотрению чань-буддийской живописи в контексте историко-художественной эволюции китайского живописного пейзажа периода Южная Сун (XII?XIII вв.).
Книга адресована искусствоведам, специалистам по культуре Дальнего Востока, а также кругу читателей, интересующихся культурой буддизма.
Основным предметом рассмотрения в данной книге являются закономерности развития китайской академической и чаньской живописи в южно-сунское время (XII-XIII вв.) и особенности возникновения различных форм воплощения пейзажности в результате образных и формальных трансформаций жанров живописи в связи с изменением мировоззренческой основы и историческими аспектами. Для наиболее полного раскрытия темы в книге затронуты следующие вопросы:
– мировоззренческая основа возникновения образности пейзажного жанра; изменение образности сунского пейзажа в процессе трансформации формальных особенностей каждого типа южно-сунских академических пейзажных композиций и возникших в чаньской живописи форм воплощения пейзажности;
– формирование системы жанров китайской живописи и ее эволюция;
– некоторые особенности процесса восприятия академического и чаньского пейзажного изображения;
– особенности трактовки художественной формы северо-сунского монументального пейзажа в южно-сунской академической пейзажной живописи;
– значение ?живописи образованных людей? в сложении образных и формальных особенностей южно-сунского пейзажа;
– трансформация принятых в академической живописи способов изображения природных мотивов и образа человека в чаньских свитках;
– место живописи в чаньском медитативном комплексе и степень его воздействия на особенности формального строя и образность чаньских изображений, созданных на основе академических пейзажных композиций;
– проблема качества и изменение китайского живописного канона в чаньской живописи.
СОДЕРЖАНИЕ:
ЧАСТЬ I. Особенности развития академического пейзажа в южно-сунское время (ХII-ХIII вв.)
Глава 1. Развитие системы жанров и изобразительные мотивы китайской живописи на свитках
Глава 2. Трактовка традиций северо-сунского пейзажа в южно-сунской академической пейзажной живописи
Глава 3. Образность свитков с мотивом созерцателя в южно-сунском академическом пейзаже
ЧАСТЬ II. Использование традиции южно-сунского академического пейзажа в чаньской живописи
Глава 4. Мировоззренческие предпосылки возникновения чаньской живописи, ее характер и значение в чаньской медитативной практике
Глава 5. Трансформирование образности, композиционных приемов и изобразительных мотивов академических горизонтальных пейзажных свитков в чаньском пейзаже
Глава 6. Трансформирование композиционных схем с мотивом созерцателя южно-сунского академического пейзажа в чаньской живописи; ее формальные особенности
ЧАСТЬ III. Медитативный образ. Формы воплощения пейзажности, возникшие в чаньской живописи
Список иллюстраций
Reviews
There are no reviews yet.