Мечковская Нина5-88641-097-X
Table of contents :
Кадр_78……Page 1
Предисловие……Page 2
* * *……Page 4
1. Язык, религия и смежные «измерения» человечества……Page 5
2. Первобытная эпоха……Page 6
2.2. Основные формы мифолого-религиозного мировосприятия: всеобщий культ Богини-Матери, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, политеизм, (моно)теизм…….Page 7
2.3. Первобытный фидеизм и язык: некоторые аналогии в структуре содержания…….Page 9
3.1. Надэтнические религии…….Page 10
3.2. Пророческие и апостольские языки…….Page 11
4. Новое время……Page 12
4.2. Является ли язык обязательным признаком этноса?……Page 13
4.3. Этносы и религиозная принадлежность…….Page 14
4.4. Конфессиональный признак в самоидентификации государств…….Page 15
5.1. Методологический экскурс о пользе семиотики…….Page 16
5.2. Языковое значение: между представлением и понятием…….Page 17
5.3. Многообразие форм религиозного знания (образы, логика и иррационализм, мистика)…….Page 18
6. Что «знают» о мире языки?……Page 21
7. Содержание мифолого-религиозной картины мира……Page 22
8. Терминологический экскурс: о границах терминов мифологическое и религиозное сознание……Page 23
9. Язык и религия в структуре общественного сознания……Page 24
10. Воздействует ли язык на культуру? Идеи В.Гумбольдта и А.А.Потебни……Page 25
11. Надэтнический характер вероисповеданий……Page 26
13. Магическая («заклинательная») функция языка и неконвенциональное (безусловное) отношение к знаку……Page 27
14. Магия, святость и красота слова (о близости фидеистического и эстетического)……Page 29
15. Ритуал как единство фидеистического действия и слова……Page 31
16. Что древнее: ритуал, миф или язык?……Page 33
17. Почему язык долговечнее ритуала?……Page 35
18. Река — древнейший образ речи……Page 36
19. Мифология имени……Page 37
20. От слова — станется? (Фольклорные представления о магии имени)……Page 39
21. Лексико-фразеологические свидетельства словесной магии……Page 40
22. Табу и эвфемизмы……Page 41
23. Создатели письма: боги, герои, святые……Page 43
24. Сакрализация письма в религиях Писания……Page 46
25. Мистика и магия букв……Page 47
26. Некоторые следствия поклонения письму: орфографические распри……Page 49
27. Еще одно следствие культа письма: алфавит как элемент геральдики……Page 50
28. Особенности фидеистического общения……Page 51
29. Жанры «вещего» слова……Page 53
30. Различие между мифологией и фольклором……Page 54
31. «Предмифы»: архетипические доязыковые структуры сознания……Page 55
32. Динамика мифологического и художественного (эстетического) начал в фольклоре……Page 56
33. От мифологического эпоса к народным сказаниям о героях……Page 57
34. От священного знания к бабушкиным сказкам……Page 60
Заговор: шаг в потусторонний мир……Page 61
36. Кто колдует и к кому обращен заговор?……Page 62
37. Лучшее время для колдовства……Page 64
38. Словесные ключи и отмычки, припарки и снадобья……Page 65
39. Народная этимология как инструмент магии……Page 67
40. Считалки и другие фольклорные потомки заговоров……Page 68
41. Древнейшие загадки как мифологический катехизис……Page 70
43. Азбука образного мышления……Page 72
44. «Диалогические» картины мира в апокрифах и духовных стихах……Page 74
46. Загадки-насмешки……Page 76
47. Харизма религиозного гения……Page 77
48. Призвание Моисея и «Тора»……Page 78
49. У истоков зороастризма. «Авеста»……Page 80
51. Структура Откровения в Священном Писании христиан……Page 82
52. Коран: несотворенная Книга, ниспосланная с Неба……Page 84
53. Откровение, вероисповедная ось Писания……Page 86
54. Два аспекта кодификации Священного Писания: правильность текста и правильность корпуса текстов……Page 87
55. Канонический текст произведения. «Собиратель Корана» Осман (856 г.). Ориген (185—254), его «Гекзапла» и зарождение текстологии……Page 88
56. Какие вероисповедные книги, кем и почему признаются священными? Коммуникативный смысл принципа ipse dixit в истории культуры……Page 90
57. Существует ли религиозный канон в конфуцианстве, буддизме и даосизме?……Page 93
58. Основные этапы сложения религиозного канона в ряде исповеданий. Сводная хронологическая таблица……Page 94
* * *……Page 96
59. Экспансия смыслов и текстов Писания в коммуникативное пространство социума……Page 97
60. Общая типология книжных жанров в религиях Писания……Page 98
Внеканонические современники танаха и Нового Завета……Page 99
61. Иудейские апокрифы: иноязычные истории о евреях до и после Вавилонского плена; иноязычные «книги Премудрости»; рукописи Мертвого моря……Page 100
62. Ранние христианские апокрифы: новозаветные парафразы и «гностическая ересь»……Page 102
63. «Талмуд», Священное Предание иудаизма……Page 104
64. Святые отцы церкви и Патристика. Что важнее: Писание или Предание?……Page 106
65. «Сунна» пророка Мухаммада и хадисы. Иснад, связующая нить традиции……Page 109
66. «Ограда Закону» в теологии раввинов. Апофатические тенденции в «Талмуде»……Page 112
67. Христианская богословская мысль и догматическое богословие……Page 114
68. «Духовная броня» исламской теологии……Page 117
69. Что каждый христианин должен знать……Page 118
70. Квинтэссенция иудаизма: «Слушай, Израиль!…»……Page 121
71. Как принимают ислам. «Шахада»……Page 122
73. Какую «Тору» читают в синагоге……Page 123
74. Круговорот чтений в христианской церкви. Служебник, Типикон, Минеи, Требник……Page 124
76. Мистический выход за пределы слова: «мрак, который выше ума»……Page 127
77. Мистика или назидание? Выбор апостола Павла и «Откровение» Иоанна Богослова. Христианская мистика за церковной оградой……Page 129
78. Каббала, «душа души Закона» Израиля. Алфавитная мистика каббалы: буквы как первовещество мира……Page 132
79. Исламский мистицизм: ересь, ставшая ортодоксией……Page 133
80. Коммуникативные функции проповеди. Первые иудейские проповедники……Page 134
81. «Нагорная проповедь» и раннехристианская гомилия. Судьбы церковного красноречия……Page 135
82. Комментаторская культура иудаизма……Page 137
83. Христианская экзегетика и герменевтика. Толковые евангелия и псалтири……Page 139
84. Пятничная проповедь у мусульман. Коран не толкуется в мечети……Page 141
85. Мишна, «душа Закона Израиля», и Талмуд……Page 142
86. Судьбы канонического права в христианстве……Page 143
87. «Арабский судебник» Коран и хадисы……Page 144
88. Логика и антиномии религиозной коммуникации……Page 146
89. Конфессиональная иерархия религиозных жанров и ее влияние на письменную культуру……Page 148
90. Герменевтические коллизии в церковных конфликтах……Page 150
91. Почему опасались переводить Св.Писание?……Page 151
92. «Септуагинта» (285—II в. до н.э.), греческий «Ветхий Завет» в переводе семидесяти……Page 152
93. Знаменитые библейские переводы: «Вульгата» (384—405 гг.), перевод Мартина Лютера (1522—1534)……Page 153
94. Долгий путь к церковнославянской Библии (863—1499)……Page 154
95. Почему русская Библия (1876) появляется позже болгарской (1840) и сербской (1868)?……Page 155
* * *……Page 157
98. Православный и католический взгляд на Святую Троицу. О философском смысле филиокве……Page 158
99. Бердяев об Откровении историческом и духовном……Page 159
100. Тырновская литературная школа (вторая половина XIV — начало XV в.). «Книга о писменах» Константина Костенечского (после 1410 г.)……Page 160
101. «Книжная справа» в Московской Руси. Реформа патриарха Никона и раскол Русской Православной церкви (вторая половина XVII в.)……Page 162
102. Гуманисты, «Гутенбергов пресс» и Библия……Page 163
104. Восточнославянские первопечатники Франтишек Скорина (до 1490 — ок. 1541) и Иван Федоров (ок. 1510—1583) в конфессиональных и языковых ситуациях своего времени……Page 165
105. Вечные смыслы и герменевтический поиск……Page 167
106. Конфессиональный статус языка в качестве его социолингвистического параметра……Page 168
108. Две модели двуязычия у славян: мир Slavia Orthodoxa и мир Slavia Latina……Page 170
109. «О пользе книг церковных в российском языке»……Page 172
111. Переводы Писания и национальные литературные языки……Page 175
113. Начало стилистики……Page 176
114. Дар речи в картине мира древних индоевропейцев……Page 177
115. Мифопоэтическое сознание о происхождении языка. Почему на свете языков много?……Page 178
116. Почему одно из имен Иисуса Христа — Логос (Слово)?……Page 179
117. Грамматик-жрец в ведической религии. Древнеиндийская грамматика Панини (V в. до н.э.)……Page 180
119. Славянские орфографические трактаты……Page 181
120. Европейские грамматики XV — начала XVII вв. в их связи с гуманизмом и Реформацией……Page 182
121. Истоки семасиологии. Пифагор, Конфуций, Филон Александрийский……Page 185
122. Сложение основных лексикографических жанров в славянских культурах (XI—XVII вв.)……Page 186
124. Конфуцианская идея «исправления имен» в Китае……Page 189
125. Теория фюсей в древнегреческой философии……Page 190
126. Исихазм в Византии и у православных славян: мысленная молитва и имяславцы……Page 191
127. Имяславие отца Павла Флоренского и философия имени в трудах А.Ф. Лосева……Page 192
128. Отрицательное богословие Псевдо-Дионисия Ареопагита……Page 195
130. Лингвистическая философия Людвига Витгенштейна и Джорджа Мура……Page 196
131. Философско-поэтическая герменевтика Мартина Хайдеггера……Page 197
132. «Диалогические мыслители» XX века……Page 199
IX. Резюме. Основные тенденции в истории взаимоотношений языка и религии……Page 200
Список условных сокращений……Page 202
Указатель терминов……Page 208
Именной указатель……Page 212
Указатель слов, оборотов, поговорок, пословиц, произведений……Page 219
Reviews
There are no reviews yet.