Древнеиндийское мировоззрение характеризуется мощным развитием предфилософских форм, предфилософии в прямом смысле слова, т.е. переходом от мифологического мировоззрения к мировоззрению философскому. Эта предфилософия зарождается уже в Ведах, а именно в ее первой части в Ригведе, но, разумеется, достигает своей вершины в ее позднейшех части, в Упанишадах. «Гимн Пуруше» представляет собой антропоморфическое ос¬нование мифологического мировоззрения. Пуруша («мужчина») – человек-Вселенная: «Ведь Пуруша – это Вселенная, которая была и которая будет». Ведийское мировоззрение представляет собой религиозно-мифологическое мировоззрение. Поэтому само возникновение мира из Пуруши представлено как религиозный обряд, как принесение богами в жертву Пуруша. Когда боги предприняли жертвоприношение с Пурушей в качестве жертвы, весна была его жертвенным маслом, лето – дровами, осень – жертвой. От Пуруши возникли ло¬шади и гимны, коровы и напевы, солнце и жертвенные формулы, пространство и ветер, небо и земля и даже боги Индра и Агни.В «Гимне Пуруше» содержится идеологический момент – миро¬воззренческое обоснование социального неравенства людей, сис¬темы варн в Древней Индии: брахманы возникли из уст Пуруши, кшатрии – из рук, вайшьи – из бедер, шудры – из ног. Это пер¬вое упоминание о варнах в древнеиндийских источниках.В ведийской мифологии зарождается представление о безличном законе. Это – рита. В более раннем гимне о рите говорится еще как о личном существе, о ее образе. «Рита создала разнооб¬разную пищу, дающую силу. Мысль о рите спасает от греха… | |
Reviews
There are no reviews yet.