Бряник Н.В.
Данное исследование выросло из курса лекций по теории познания, которые автору этих строк довелось читать студентам философского факультета. Я не буду излагать все те сложности, которые пришлось преодолевать в ходе подготовки данного курса, поделюсь только одним соображением.Что означало перестроечное время в данной конкретной области философского знания? В традиционных учебных курсах по философии вопросы теории познания излагались в качестве раздела по курсу диалектического материализма. И это накладывало свой отпечаток на круг поднимаемых проблем, на эмпирическую базу рассмотрения и на все остальное. Как правило, принципы теории познания черпались из ленинского произведения Материализм и эмпириокритицизм, а базовой сферой человеческой деятельности, на которой подтверждалось действие данных принципов, являлась наука. Поэтому гносеология по сути дела сводилась к методологии науки, а если пользоваться устоявшимся в западной философии термином к эпистемологии. Как диалектический материализм в целом, так и теория познания со всей очевидностью были сциентистски ориентированы.Обрушившийся на нас шквал зарубежной и дореволюционной отечественной литературы был питательной средой для всевозможных увлечений и тогда теоретико-познавательные вопросы обрастали то феноменологической, то структуралистской, то аналитико-лингвистической, то религиозно-антропологической, то какой-либо иной, экзотической и новомодной, терминологией. Но если у проявлявшего интерес к данной области знания не сложилось новое концептуальное видение гносеологических проблем, то дело, действительно, сводится либо к игре в новомодные термины, а по сути к заимствованиям и пересказу чужих концепций, либо к переодеванию марксистских идей. Такой способ философствования имеет свои положительные моменты он позволяет освободиться от догматически проторенных путей, от единомыслия. Но от всякого хаотического состояния наступает чувство усталости, оно находит выход в поиске упорядочивающего начала, гармонизирующего мысль.В данном исследовании предлагается культурно-исторический подход как концептуальное основание для осмысления истоков и смысла теоретико-познавательных вопросов. Представленная работа лишь первая часть задуманного, вторая часть будет целиком посвящена проблемам современной теории познания… | |
Reviews
There are no reviews yet.